Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-65/2019 от 04.07.2019

    Председательствующий: Сорогина О.Ю.

Дело № 7п-65/2019

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2019 года                                                   г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Серебряковой О.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (далее – Госохранинспекция) на постановление Бейского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2019 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» (далее – ООО «Восточно-Бейский разрез») в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    Огласив жалобу, заслушав защитников Барсукова А.С., Величко М.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

       постановлением Бейского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Восточно-Бейский разрез» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

      Не согласившись с постановлением суда, начальник отдела государственного надзора Госохранинспекции Солдатенкова Н.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Приводя обстоятельства дела, настаивает на том, что ООО «Восточно-Бейский разрез» было осведомлено о наличии на земельном участке, используемом для хозяйственной деятельности объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4», включенного в Перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Госохранинспекции Республики Хакасия от 23 октября 2017 г. № 51, тем не менее, при отсутствии согласования и разрешения на проведение работ, юридическим лицом были организованы и проведены работы на объекте археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4». Ссылается на то, что действиями ООО «Восточно-Бейский разрез» причинен вред выявленному объекту археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4», и не выполнены требования, установленные ч.ч. 1 и 5 ст. 5.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 36, ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ). В Госохранинспекцию не поступало от ООО «Восточно-Бейский разрез» извещение о повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших вред указанному объекту археологического наследия, земельному участку, в границах которого он располагается, или угрожающих причинением такого вреда. Документация, разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия на согласование в Госохранинспекцию также не поступала. Обращает внимание на то, что Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Хакасия, находится в свободном доступе в сети «Интернет», а письмом от 1 марта 2018 г. ООО «Восточно-Бейский разрез» было уведомлено о требованиях к содержанию и использованию выявленного объекта археологического наследия.

    В письменных возражениях на жалобу защитник ООО «Восточно-Бейский разрез» Величко М.Г. просит постановление суда оставить без изменения. Настаивает на отсутствии в действиях ООО «Восточно-Бейский разрез» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, поскольку на момент выполнения земляных работ в сентябре-ноябре 2017 г. и до 27 марта 2018 г. ООО «Восточно-Бейский разрез» не располагало информацией о расположении на земельном участке объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4», т.к. Госохранинспекция проинформировала ООО «Восточно-Бейский разрез» об утверждении границ территории объектов культурного наследия и о требованиях к содержанию и использованию выявленного объекта археологического наследия 27 марта 2018 уведомлением от 1 марта 2018.

Полагает, что ООО «Восточно-Бейский разрез» не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку за одно действие по выполнению работ в сентябре-ноябре 2017 г. Госохранинспекцией составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных помимо ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, также ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и ст. 7.14 КоАП РФ. Считает, что административным органом неверно указана дата совершения административного правонарушения – 5 апреля 2019 г и срок давности привлечения к административной ответственности истек, что исключает производство по делу.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, которым, в частности на суд возлагается обязанность исследовать все доказательства по делу, в том числе представленные дополнительно, дать им свою оценку, установить    фактические обстоятельства дела и произвести юридическую оценку деяния. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые согласно ст. 26.1 КоАП РФ входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении, в том числе: наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из требований ст. 1.6, ст. 24.1, ст. 29.10 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены.

В силу ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, объективной стороной состава правонарушения, за совершение которого в отношении ООО «Восточно-Бейский разрез» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ, являлось невыполнение юридическим лицом требований ч.ч. 1 и 5 ст. 5.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 36, ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ и организация и проведение работ при отсутствии согласования и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в период с сентября по ноябрь 2017 г. на объекте археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4», включенного в Перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Госохранинспекции Республики Хакасия от 23 октября 2017 г. № 51, что повлекло повреждение выявленного объекта культурного наследия.

    Административным органом в обоснование допущенного правонарушения предоставлены: протокол об административном правонарушении от 12 апреля 2019 года (т. 1 л.д. 4-12), акт осмотра выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4» от 27 февраля 2019 г., фотоматериал (т. 1 л.д. 76-87), приказ Госкомохранинспекции от 23 октября 2017 г. о включении выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4» в Перечень выявленных объектов культурного наследия, утверждении границ его территории и режима использования его территории (т. 1 л.д. 152-153, 190), уведомление Госохранинспекции от 1 марта 2018 г. в адрес ООО «Восточно-Бейский разрез» об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 191-192), акт проверки Госохранинспекции от 5 апреля 2019 г. (т. 1 л.д. 222-227).

Обосновывая свои выводы об отсутствии в действиях ООО «Восточно-Бейский разрез» состава административного правонарушения, суд указал на отсутствие достаточных и необходимых доказательств того, что ООО «Восточно-Бейский разрез» в период окончания работ по укладке временного водовода в ноябре 2017 года умышленно допустило повреждения выявленных объектов культурного наследия. При этом суд первой инстанции исходил из того, что объект культурного наследия, располагающийся на земельном участке с кадастровым номером 19:06:090403:10, принадлежащем ООО «Восточно-Бейский разрез» поставлен на кадастровый учет 01.03.2018,как зона с особыми условиями использования территории, юридическое лицо было уведомлено о требованиях к содержанию и использованию выявленного объекта археологического наследия уведомлением от этого же числа.

В то же время этот вывод суда сделан без учета следующего.

Как следует из положений ч.ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение, в том числе земляных работ и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Эти работы проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещается, в том числе проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Началу каких-либо работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (включенный в реестр, выявленный или обладающий признаками такого объекта) должны предшествовать историко-культурная экспертиза (ч.1 ст.31).

Как следует из акта осмотра от 27 февраля 2019 года, на территории выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка-4» через западную часть по направлению юго-юго-запад - северо-северо-восток проведены земляные работы, визуально представленные полосой переотложенной и перемещенной земли и снятием почвенно-растительного грунта шириной до 30-35 м. Указанная полоса проходит через курганы №№ 1, 2, 3, 4. У Курганов зафиксированы следующие повреждения:

Курган № 1 - юго-восточная часть насыпи кургана уничтожена на 1/2, Курган № 2 - северо-западная часть насыпи кургана уничтожена на 1/3, Курган № 3 - северо-западная часть насыпи кургана уничтожена на 2/3, Курган № 4 - северо-западная часть насыпи кургана уничтожена на 1/2. Через центральную часть территории выявленного объекта археологического наследия по направлению юго-юго-запад - северо-северо-восток проложена траншея шириной до 3-4 м с просевшей в центральной части землей (5, 10, 11, 12, 13). Траншея проходит через курганы №№ 5, 6, 7, 8. У курганов зафиксированы следующие повреждения: Курган № 5 - юго-восточная часть кургана уничтожена на всю глубину и по всей протяженности, Курган № 6 - юго-восточная часть кургана уничтожена на всю глубину и по всей протяженности траншеи, Курган № 7 - северо-западная часть кургана уничтожена на всю глубину и по всей протяженности траншеи, Курган № 8 - юго-восточная часть кургана уничтожена на всю глубину и по всей протяженности траншеи. Кроме того, по всей территории выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник Смирновка - 4» видны повреждения почвенного покрова естественных слоев. Таким образом, установлено проведение работ в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник Смирновка - 4» и повреждения восьми курганов, входящих в его состав.

     В акте внеплановой документарной проверки Госохранинспекции от 5 апреля 2019 года указаны повреждения объекта культурного наследия «Курганный могильник Смирновка - 4», отраженные в акте осмотра от 27 февраля 2019 года, а также имеется информация о том, что этот объект культурного наследия был выявлен в ходе полевых археологических работ в 2016 году, включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия РХ от 23 октября 2017 № 51.

В то же время, эти сведения о дате выявления объекта культурного наследия и включении его в перечень выявленных объектов, содержащиеся в предоставленных административным органом доказательствах оценки суда не получили и постановление суда не содержит мотивов, по которым содержащиеся в этих доказательствах сведения расценены как недостоверные. Постановление суда, не содержит мотивированных выводов о том, по каким основаниям эти доказательства были отвергнуты при принятии решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того из постановления суда не усматривается конкретизированное время инкриминируемого деяния.

Изложенное свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств и положений ст. 29.10 КоАП РФ, обязывающей мотивировать решение по делу, а также о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу судом не выполнены в полном объеме требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ.

Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела суд второй инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления суда, и возвращение дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

    РЕШИЛ:

    постановление Бейского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2019 года в отношении ООО «Восточно-Бейский разрез» отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Бейский районный суд Республики Хакасия.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия                                                                              Г.А. Когай

7п-65/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Восточно-Бейский разрез"
Другие
Величко Максим Георгиевич
Попов Денис Владимирович
Барсуков Алексей Семенович
Абдрахманов Виталий Рафкатович
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Статьи

ст. 7.14.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--hak.sudrf.ru
04.07.2019Материалы переданы в производство судье
25.07.2019Судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее