дело № 12- 132/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
18 февраля 2020 года г. Йошкар-Ола
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 25 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго», <иные данные> ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 25 декабря 2019 года ООО «Марикоммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Марикоммунэнерго», обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным и отменить его.
В обоснование жалобы указано, что при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом административного органа не учтено отсутствие вины юридического лица ООО «Марикоммунэнерго» в совершении выявленных нарушений. ООО «Марикоммунэнерго» были приняты исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм в области охраны труда, а именно: приказом № 38 от 28.01.2019 назначены ответственные лица за соблюдение требований охраны труда в филиалах и в структурных подразделениях головного подразделения, введены штатные единицы инспекторов по охране труда, на которые приняты аттестованные обученные специалисты по охране труда. На лиц, ответственных за соблюдение организацией правил и норм по охране труда разработаны должностные инструкции. ДД.ММ.ГГГГ в Обществе утверждена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организации. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные лица за её исполнение. В 2019 году на предприятии проведена специальная оценка условий труда. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о завершении специальной оценки труда на рабочих местах, отраженных в сводной ведомости, утвержден отчет об оценке условий труда рабочих мест. Юридическое лицо осуществляет полный и всесторонний контроль за соблюдением норм и правил законодательства:на основании соответствующих распоряжений проводятся целевые комплексные проверки на участках (котельных головного подразделения и филиалов); по итогам проводимых целевых проверок выдаются акты - предписания об устранении выявленных нарушений; на основании соответствующих приказов регулярно, не реже одного раза в месяц проводится «День техники безопасности» с участием должностных лиц, ответственных за охрану труда в филиалах и головном подразделении. Юридическое лицо ООО «Марикоммунэнерго» приняло все возможные меры по соблюдению правил и норм законодательства в области охраны труда, в связи с чем отсутствует вина юридического лица в совершении нарушений, указанных в оспариваемом постановлении.
В судебном заседании представитель ООО «Марикоммунэнерго» (далее Общество) по доверенности Филина Т.Я. доводы жалобы поддержала, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения – вины Общества.
Представители Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Куниевская Е.В., Лазарева Т.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что вина юридического лица в нарушении санитарных правил имеется. Просили постановление о привлечении Общества к ответственности по ст.6.3 КоАП РФ оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санкция данной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в период с 20 ноября по 17 декабря 2019 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13.11.2019 №1343 была проведена плановая выездная проверка ООО «Марикоммунэнерго».
В ходе данной проверки должностными лицами Управления Роспортебнадзора по Республики Марий Эл выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенные ООО «Марикоммунэнерго», а именно.
- не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил (параметров микроклимата) на рабочем месте инвалида в филиале ООО «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети (на момент проверки документ, подтверждающий факт проведения производственного контроля на рабочем месте сторожа (вахтера) ФИО6, инвалида 3 гр., за 2018 г. и по 2019 г. не предоставлен), что является нарушением п. 2.3, п. 3.5.7 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», п.2.3.1. СанПиН 2.2.4.3559-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5, п.2.1, п.2.4 «б» СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
- допущено трудоустройство электрогазосварщика ФИО7 (3 группа инвалидности) в филиале ООО «Марикоммунэнерго» «Козьмодемьянские тепловые сети», работающего с вредными производственными факторами - неионизирующее излучение (3.1 вредный 1 степени), тяжесть трудового процесса (3.2 вредный 2 степени) на рабочем месте, характеризующемся наличием вредных производственных факторов с превышением гигиенических нормативов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающих, что является нарушением п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (на момент проверки предоставлена Карта специальной оценки условий труда №.6.2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой условия труда электрогазосварщика по тяжести трудового процесса отнесены к классу 3.2 (вредному 2-й степени),
- не организовано и не обеспечено в период с сентября по октябрь 2019 года представление в лечебно-профилактические организации, где территориально расположены структурные подразделения ООО «Марикоммунэнерго», списков работающих с указанием года рождения, должности для планирования иммунизации работников лечебно-профилактической организацией (за указанный период не представлены списки сотрудников с отметкой о получении территориальными лечебно-профилактическими учреждениями), что является нарушением п. 5.6 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней», ст. 11. ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указанные нарушения отражены административным органом в итоговом акте проверки №1343 от 17 декабря 2019 года.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями 17 декабря 2019 года начальником отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Марикоммунэнерго», по результатам рассмотрения которого 25 декабря 2019 года должностным лицом административного органа вынесено обжалуемое постановление.
Согласно ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, осуществлять гигиеническое обучение работников..
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 2.3, 5.3.7 Санитарных Правил (СП) 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 (далее СП 2.2.9.2510-09) работодатель организует и проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с санитарным законодательством; обеспечивает производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов.
Согласно СП «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (п.1.5). Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.2.1). Производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье (п.2.4).
Согласно п. 2.3.1. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81, измерения параметров микроклимата в целях контроля их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям проводятся в рамках производственного контроля не реже одного раза в год.
В соответствии с п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:
- физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
- химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
- биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
- физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
- нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
В соответствии с п. 4.3 СП 2.2.9.2510-09 условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются, в том числе оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам.
В соответствии с Приложением №2 к СП 2.2.9.2510-09 безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности, в частности 1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья; 2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
Согласно 5.6. СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008 № 34 для учета взрослого населения проводится перепись работающего и неработающего населения. Перепись работающего населения проводится ежегодно в сентябре - октябре месяце по организациям, расположенным на территории обслуживания лечебно-профилактической организации. Руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности. В списки работающих медицинским работником вносятся уточненные сведения о прививках, в том числе на вновь поступивших, на основании представленных ими документов о профилактических прививках. Все данные поступают в прививочную картотеку или базу данных АСУИ в поликлинике.
Выявленные административным органом вышеизложенные нарушения норм санитарного законодательства Обществом не оспариваются, и правильно квалифицированы по статье 6.3 КоАП РФ.
Вина ООО «Марикоммунэнерго» подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.12.2019, актом проверки №1341 от 17.12.2019., актом проверки от 13.12.2019, актом от 2.11.2019, картой специальной оценки условий труда №.6.2 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов измерения и оценки параметров тяжести трудового процесса электрогазосварщика №.6.2-Т(145) от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом результатов измерения и оценки неионизирующего излучения от ДД.ММ.ГГГГ, списками работников Общества для планирования иммунизации от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направленными Обществом по результатам проверки в лечебные учреждения, приказом о переводе работника ФИО7 на другую работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами измерений освещенности и параметров микроклимата на рабочих местах от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Довод жалобы об отсутствии в действиях юридического лица вины в совершении вмененного правонарушения со ссылкой на то, что ответственность в данном случае должны нести должностные лица головного подразделения и филиалов, ответственные за соблюдение требований охраны труда, не может быть признана состоятельной, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается как на юридических лиц, так и на должностных лиц.
На основании вышеизложенного административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Марикоммунэнерго», допустившего нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Исходя из характера совершенного правонарушения, объектом которого является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, назначенное должностным лицом наказание в виде административного штрафа является обоснованным. Наказание в виде штрафа назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности минимальное с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Оснований для назначения наказания в виде предупреждения либо признания правонарушения малозначительным судья не находит, поскольку, как верно отмечено должностным лицом административного органа, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в данном случае работников Общества.
В силу требования ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме, обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления, не установлено, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 25 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» оставить без изменения, жалобу ООО «Марикоммунэнерго» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Г.Орлова