Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 октября 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Мукаиловой В.И., при секретаре с/з ФИО13; с участием: представителя заявителя ФИО2 по доверенности ФИО14, представителя ООП Администрации ВР «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта имеющего юридическое значение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об установлении факта утраты родительского попечения.
В судебном заседании ФИО2 по доверенности ФИО14 требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что согласно Постановлениям администрации внутригородского района «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является опекуном (попечителем) детей: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО7 на дату подачи настоящего заявления достигла совершеннолетия. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ опека была также назначена и над ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Основанием установления опеки явилось нахождение родителей в федеральном розыске. Матерью детей является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходящаяся дочерью заявителю. Примерно в 2014 году ФИО4 (отец) вместе со своей супругой - ФИО3, выехали за пределы Российской Федерации, предположительно в Сирию, после чего в отношении них были возбуждены уголовные дела по ч.2 ст. 205.5, ч.2 ст. 208 УК РФ. Точное место их нахождения в настоящее время неизвестно. Кроме того, заявитель также обращалась в суд с заявление о признании отца детей ФИО4 безвестно отсутствующим.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был рожден в <адрес> Арабской Республики, отец неизвестен.
Признание детей утратившими родительское попечение имеет юридическое значение, так как позволяет включить их в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Просит суд установить факт утраты родительского попечения над: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Представитель ООП Администрации ВР «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО15 в ходе рассмотрения настоящего дела представила суду заключение, согласно которому отдел опеки и попечительства администрации внутригородского района «<адрес>» <адрес>, в интересах несовершеннолетних ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, считает заявление ФИО12 отвечающим интересам несовершеннолетних и подлежащим удовлетворению.
Администрация <адрес>, надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила.
Министерство образования РД, надлежаще извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
При обращении в суд заявитель в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения указал на определение его социально-правового статуса как оставшегося без попечения родителей, с целью включения детей в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу, когда он находился в возрасте до 18 лет, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Из статьи 10 Федерального закона N 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их нарушения.
Согласно постановлениям администрации внутригородского района «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № опекуном (попечителем) несовершеннолетних детей: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является бабушка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату подачи настоящего заявление достигла совершеннолетия.
Также согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ опека была назначена и над ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основанием установления опеки явилось нахождение родителей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в федеральном розыске и их местонахождение неизвестно, что также подтверждается справкой из отдела полиции по <адрес> УМВД РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела опеки и попечительств был осуществлен выход по адресу: РД, <адрес>, и составлен акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ.
С выходом на место было установлено, что в данной квартире проживает ФИО2 со следующими лицами:
1. ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
2. ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
3. ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
4. ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
5. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно вышеуказанному акту жилищно-бытовые условия проживания семьи удовлетворительные. Предметами длительного пользования и первой необходимости семья обеспечена. Условия для проживания и воспитания детей имеются.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления ФИО2.
Руководствуясь ст.ст.194 –198; 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление ФИО2.
Установить факт утраты родительского попечения над: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья Мукаилова В.И.