Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6820/2020 от 09.06.2020

Судья: ФИО1                                          Гр. дело – 6820/2020

(номер дела по первой инстанции )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2020 года                                                               г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:        председательствующего Самодуровой Н.Н.,

судей Мельниковой О.А., Самчелеевой И.А.,

при секретаре Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 февраля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ТСН-1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мельниковой О.А., представителя истца Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит» Власова С.И. по доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика ТСН-1 по доверенности Панежа Н.Г., судебная коллегия

установила:

Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» (далее по тексту ТОО ЗПП «ЩИТ») обратилась в суд с иском к ТСН-1 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, в котором, с учетом последующего уточнения, просила:

1. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- не предоставления своевременно необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), предусмотренной ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

- не размещения в полном объеме информации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренную пунктами 24, 28, 31, 32, 33, 39, 40 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ от 21.07.2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

- информации о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;

- информации о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

- информации о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;

- информации о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;

- информации о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;

- информации о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;

- информации о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

- информации о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;

- информации о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

- информации об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;

- информации о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;

- договоров о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;

- информации о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения

2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия (бездействие) в отношении неопределенного круга потребителей по факту:

- не предоставления своевременно необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), предусмотренной ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей";

- не размещения в полном обьеме, информации многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес>, предусмотренную пунктами 21, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 39, 40 части 1 статьи 6 закона №209-ФЗ от 21.07.2014г. "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";

3. Обязать Ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу, через печатное издание средств массовой информации г.о. Тольятти Самарской области или на сайте по адресу: <данные изъяты> и уведомить Истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения);

4. В соответствии п. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу, предоставить Истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: <данные изъяты>/ за счет Ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации.

В обоснование иска указано, что 24.09.2019г. было проведено мероприятие общественного контроля управляющей организации – ответчика, на предмет соответствия представленной информации на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – www.dom.gosuslugi.ru по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, информации, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ от 21.07.2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного исследования установлено, что на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – www.dom.gosuslugi.ru по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> не в полном объеме размещает необходимую информацию, предусмотренную ФЗ-209 от 21.07.2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Определением суда от 11.12.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое обжалуется истцом в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе представитель истца Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит» по доверенности Власов С.И. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В заседании судебной коллегии представитель истца по доверенности Власов С.И. доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить.

Представитель ответчика ТСН-1 по доверенности Панежа Н.Г. в судебном заседании судебной коллегии возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились по неизвестным причинам. О дне слушания извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителя истца, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, подавшие заявления в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство предусматривает наличие у лица права в предусмотренных законом случаях обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 2 статьи 45 Закона "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в том числе, обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – товариществом собственников недвижимости – «Товарищество собственников недвижимости-1» («ТСН-1»). Данный факт сторонами не оспаривается.

ТОО ЗПП «ЩИТ», обращаясь в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей, указывает на нарушение ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в части не предоставления информации о деятельности управляющей компании, предусмотренной пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 21.07.2014 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и не размещения такой информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru, по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>.

В силу положений пункта 10.1. статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются нормами Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно п. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона от N 209-ФЗ субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Перечень информации, подлежащей размещению в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства определен в статье 6 Закона № 209-ФЗ.

Согласно пункту 16.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено, в том числе, установление порядка осуществления государственного жилищного надзора.

       В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление регионального государственного жилищного надзора

        В соответствии с п. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

          Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в соответствии с пунктом 4 которого органом, осуществляющим государственный жилищный надзор являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

         В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

        Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе обязательных требований по раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (п. 11 Положения);

В силу пункта 1.1. Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013г. № 150, органом, осуществляющим государственный жилищный надзор в Самарской области, является Государственная жилищная инспекции Самарской области.

        С учетом выше приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не наделен законом функциями контроля и надзора за исполнением управляющей организацией требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", в установленном законом порядке истец за разъяснением порядка исследования сайта и установления объема размещенной на сайте ТСН-1 информации, в уполномоченный государственный орган не обращался, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал, указывая также на то, что истцом избран способ защиты прав, не предусмотренный положениями ст. 12. ГК РФ.

При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что согласно Порядку и способам размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденному Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28.12.2015 года №589/944/пр, информационная система состоит из двух частей: открытой и закрытой, доступ к закрытой части системы может быть осуществлен только определенным кругом лиц – собственниками помещений многоквартирного дома, путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, в связи с чем, судом сделан вывод о необоснованности обращения с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц.

В материалы дела также не предоставлено доказательств обращения к истцу потребителя – собственника либо нанимателя жилого помещения в МКД по указанному адресу, которому не предоставлена информация, подлежащая размещению в государственной информационной системе ЖКХ.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии допустимых и достаточных доказательств несоответствия требованиям закона объема информации, подлежащей размещению ответчиком.

По мнению судебной коллегии обоснованно не принято судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства заключение эксперта ООО «Судебник» №Э3-17 от 17.10.2019г., поскольку выводы специалиста не основаны на полном исследовании системы, в том числе закрытой её части.

Кроме того, в силу требований Федерального закона № 209-ФЗ государственная информационная система создана, в том числе с целью обеспечения доступа граждан к информации, содержащей сведения об управлении многоквартирными домами, и является открытой и общедоступной. Получение информации в системе не требует каких-либо специальных познаний.

Выводы суда первой инстанции о том, что не весь объем информации подлежит размещению именно ТСН-1, ввиду того, что коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются на основании прямых договоров, заключаемых с ресурсоснабжающими организациями, согласуются с положениями закона.

        Так, в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Отмеченную в п. 24 ч. 1 статьи 24 информацию размещают в ГИС ЖКХ лица, которые осуществляют поставку в многоквартирные и жилые дома ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (см. ч. 19 ст. 7 Закона), на основании договоров с собственниками помещений в данном МКД.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования истца не основаны на нормах действующего законодательства РФ и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленного иска.

Ссылка заявителя жалобы на сведения ГЖИ Самарской области о не размещении ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной пунктами 3,7,9,17 Раздела 10 Приказа № 74/114/пр, по мнению судебной коллегии, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет. Кроме того, данная информация не содержит указания на дату выявленных несоответствий в имеющихся сведениях системы ГИС ЖКХ.

Необоснованными судебная коллегия признает и доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исследовании доказательств по делу.

Результаты оценки доказательств отражены в мотивировочной части обжалуемого решения. В ней, по правилам ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты им, а также доводы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Наличие технической описки по тексту решения на существо по сути правильного решения не влияет и о не исследованности доказательств по делу не свидетельствует.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных ходатайств, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку по правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленных ходатайств, само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм ГПК РФ и не является основанием для отмены обжалуемого решения суда. Кроме того, все заявленные представителем истца ходатайства разрешены судом первой инстанции в соответствии с положениями ст. 166 ГПК РФ, после заслушивания мнения участников процесса.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    Решение Автозаводского районного суда Самарской области от 26февраля 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

            Председательствующий:

    Судьи:

33-6820/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ТОО ЗПП ЩИТ
Ответчики
ТСН-1
Другие
Государственная жилищная инспекция Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.06.2020[Гр.] Передача дела судье
27.07.2020[Гр.] Судебное заседание
03.09.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее