Дело № 71-574/2022
УИД 66RS0010-01-2022-000760-03
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2022 года жалобу защитника ООО «УК «Династия» Распоповой Н.Г. на постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 08 апреля 2022 года №5-412/2022, вынесенное в отношении ООО УК «Династия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением судьи ООО «УК «Династия» признано виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе защитник ООО «УК «Династия» Распопова Н.Г. просит об отмене состоявшихся решений с прекращением производства по делу, приводя доводы об отсутствии состава административного правонарушения, указывает на выполнение всех мероприятий по соблюдению санитарного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены состоявшихся решений не нахожу.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью соблюдать санитарные правила установлена Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Пункт 1 статьи 24 названного закона обязывает хозяйствующих субъектов при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 29 того же закона предписывает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 88 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (далее СанПиН 3.3686-21) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят:
профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими;
обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими;
истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих;
профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям;
контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Пунктом 132 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3, установлено, что очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц. Влажная уборка мусороприемной камеры с применением дезинфицирующих средств должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, по мере загрязнения, но не реже чем 1 раз в неделю. Удаление ТКО из мусороприемной камеры должно проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, ежедневно.
Пункт 136 СанПиН 2.1.3684-21 возлагает на хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих нежилые помещения в многоквартирном доме, инженерное оборудование и коммуникации, обязанность по обеспечению соблюдения гигиенических нормативов.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения административного расследования 01 февраля 2022 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области установлено, что ООО «УК «Династия», являющееся управляющей компанией дома № 107, расположенного по ул.Зари в г. Нижний Тагил Свердловской области, в нарушение п. 88 СанПиН 2.1.3684-2, п. 132, 136 СанПиН 2.1.3684-21, не обеспечило соблюдение мер, препятствующих проникновению, размножению и расселению синатропных членистоногих, так как в обследованных помещениях мусорокамер 2, 3, 7 подъездов допущено наличие мелкого бытового мусора, в подвальном помещении отсутствует полноценное освещение, в местах прохождения коммуникаций имеются щели и сквозная дыра на улицу около вентиляционной трубы, что отражено в протоколе осмотра от 20 января 2022 года (л.д. 23-26).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: обращением жителей в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (л.д. 9), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 10-12), определением о назначении экспертизы (л.д. 15-18), видеозаписями (л.д. 22), протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 23-26), экспертным заключением № 66-20-009/24-300-2022 от 28 января 2022 года (л.д. 27-30), копией Устава (л.д. 35-42), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 43), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 44), протоколом внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29 января 2015 года № 2 (л.д. 45), договором управления многоквартирного дома (л.д. 46-51) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости и допустимости.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Роспотребнадзора в отношении ООО «УК «Династия» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (л.д.38-39).
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно договору управления многоквартирным домом ООО «УК «Династия» является управляющей организацией, выполняющей работы по содержанию жилого дома и оказывающей жителям многоквартирного дома № 107 по ул. Заря в г. Нижний Тагил Свердловской области коммунальные услуги и, следовательно, обязана организовывать работы по соблюдению санитарного законодательства и устранению причин и ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью граждан, в том числе проводить профилактические мероприятия против заселенности синатропными и членистоногими насекомыми помещений дома.
Вопреки доводам жалобы, заключение договора с ООО «Эгида-НТ» не свидетельствуют о выполнении ООО «УК «Династия» обязанности по принятию исчерпывающих мер по надлежащему содержанию дома, поскольку предусматривает только часть мероприятий, предусмотренных п. 88 СанПиН 3.3686-21 и не устраняет условия проникновения синатропных и членистоногих насекомых в помещения дома.
Таким образом, ООО «УК «Династия», имея возможность к соблюдению санитарных норм, предусмотренных санитарными нормами, и проконтролировать их исполнение, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем в соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях его вина нашла подтверждение.
Довод автора жалобы о том, что в постановлении и в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, опровергаются материалами дела, так как в обоих документах прописаны необходимые меры профилактики, которые предупреждают проникновение синатропных и членистоногих насекомых в помещения дома с о ссылкой на санитарные правила.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «УК «Династия» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «УК «Династия» в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, поскольку административное правонарушение совершено в области санитарного законодательства, влияет непосредственно на здоровье человека и среду его обитания.
Таким образом, оснований для изменения судебного акта, вынесенного в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенного по делу судебного акта в связи с применением ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Из материалов дела следует, что ООО УК «Династия» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года (категория микропредприятие).
Санкцией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы, с учетом положений ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
В связи с чем, постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 08 апреля 2022 года №5-412/2022, вынесенное в отношении ООО «УК «Династия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению, путем снижения назначенного ООО «УК «Династия» административного наказания в виде административного штрафа до 2 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░ 2022 ░░░░ №5-412/2022, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░