Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-534/2024 (33а-14099/2023;) от 16.11.2023

Судья: Ретина М.Н. адм.дело № 33а-534/2024 (33а-14099/2023)

(2а-3931/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 января 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,            

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Иванченко А.А. по доверенности Дьяченко В.И. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 октября 2022 года по административному делу № 2а-3931/2022 по административному исковому заявлению Иванченко А.А. к Министерству строительства Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании произвести действия,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного истца Дьяченко В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Таркиной Ю.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Иванченко А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным бездействия и обязании произвести действия.

В обоснование заявления указано, что 18.10.2007 между ООО «Монтэк» («Заказчик») и Иванченко А.А. («Дольщик») заключен договор -кв о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> (район кинотеатра «Старт»), согласно которому заказчик обязуется осуществить строительство и проектирование жилого дома, а дольщик оплачивает стоимость двухкомнатной <адрес>, общей площадью 87,92 кв.м. Оплата доли Иванченко А.А. произведена в сумме 931 6254 рублей. На основании определения Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2011 года в деле № А55-19659/2009 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Монтек» в реестр требований кредиторов включены требования Иванченко А.А. о передаче жилого помещения в части двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес> (район кинотеатра «Старт»). Постановлением следователя СО по РОПД Ленинского района СУ У МВД России по г. Самара ФИО7, 26.05.2014 г. Иванченко А.А. признан потерпевшим по уголовному делу. На основании своего заявления от 03.12.2015 г. Иванченко А.А. включен в реестр граждан, чьи средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права были нарушены на территории Самарской области, была внесена запись о праве требования лица Иванченко А.А. за номером от 22.12.2015. Министерством строительства Самарской области новым застройщиком проблемного объекта в районе кинотеатра «Старт» определен в порядке конкурных процедур ООО «Прогресс-Н», который осуществил достройку объекта. Однако права требования Иванченко А.А. не были удовлетворены. Неоднократные обращения Иванченко А.А. в Министерство строительства Самаркой области о предоставлении жилого помещения вне проблемного объекта оставлены без удовлетворения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области, выраженное в непредоставлении Иванченко А.А. жилого помещения вне проблемного объекта, обязать Министерство строительства Самаркой области предоставить Иванченко А.А. жилое помещение вне проблемного объекта (л.д.4).

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 28 октября 2022 г. административное исковое заявление Иванченко А.А. оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 138-142).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Иванченко А.А. по доверенности Дьяченко В.И. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить (т. 1 л.д. 145-149).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 мая 2023 года постановлено: «решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Иванченко А.А. к Министерству строительства Самарской области об оспаривании бездействия – удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства Самарской области, выраженное в не предоставлении Иванченко А.А. жилого помещения вне проблемного объекта, незаконным.

Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав, предоставив Иванченко А.А. жилое помещение вне проблемного объекта в срок до 12 ноября 2024 г.» (т. 2 л.д. 78-88).

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 12 мая 2023 года отменить, административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Самарский областной суд (т. 2 л.д. 176-186).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Иванченко А.А. по доверенности Дьяченко В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. в судебном заседании суда апелляционной возражала против доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым в том числе устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с названным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 статьи 23 упомянутого закона).

На территории Самарской области таким уполномоченным органом является Министерство (статья 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007 года N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").

Законом Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области" (далее - Закон N 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

В статье 5 Закона N 84-ГД закреплены условия, при наличии которых одновременно гражданин Российской Федерации признается пострадавшим от действий недобросовестного застройщика (часть 1), одними из которых является наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, не расторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 1); признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков) (пункт 4).

В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом N 84-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок).

Пунктом 4.1 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 04.10.2022 N 828) предусмотрены следующие случаи исключения пострадавшего участника долевого строительства из реестра: если пострадавший участник долевого строительства перестал соответствовать условиям (критериям), установленным статьей 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (подп. «б»); получения пострадавшим участником долевого строительства после включения в Реестр меры государственной поддержки в отношении жилого помещения в любом проблемном объекте (объекте), расположенном на территории Самарской области (подп. «д»).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 18 октября 2007 г. между ООО «Монтэк» («Заказчик») и Иванченко А.А. («Дольщик») заключен договор -кв о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> (район кинотеатра «Старт»), согласно которому заказчик обязуется осуществить строительство и проектирование жилого дома, а дольщик оплачивает стоимость двухкомнатной квартиры, общей площадью 87,92 кв.м. Оплата доли Иванченко А.А. произведена в сумме 931 6254 руб.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» жилой дом, расположенный по адресу:
<адрес> (район кинотеатра «Старт»), включен в Перечень проблемных объектов.

На основании определения Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2011 г. по делу № А55-19659/2009 о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО «Монтек» требования Иванченко А.А. о передаче жилого помещения в части вышеуказанной двухкомнатной квартиры включены в реестр требований кредиторов (т. 1 л.д. 8-10).

Постановлением следователя СО по РОПД Ленинского района СУ УМВД России по г. Самара от 26 мая 2014 г. Иванченко А.А. признан потерпевшим по уголовному делу (т. 1 л.д. 5).

26 января 2105 г. Министерством строительства Самарской области проведен конкурс по отбору организаций в целях завершения проблемного объекта и удовлетворения прав требований 143 участников долевого строительства на получении ими 135 жилых помещений общей площадью 6 028, 66 кв.м. проблемного объекта, по результатам которого на основании протокола оценки заявок на участие в конкурсе победителем признано ООО «Прогресс-Н», в связи с чем последнему в собственность бесплатно предоставлены земельные участки (т. 1 л.д. 44-51).

22 декабря 2015 г. Иванченко А.А. включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось на основании приказов Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. , Минстроя России от 12 августа 2016 г. /пр в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ (т. 1 л.д. 232).

23 мая 2016 г. по результатам конкурса заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством строительства Самарской области, администрацией г.о. Самара и ООО «Прогресс-Н» (т. 1 л.д. 52-68), а также утвержден реестр жилых помещений проблемного объекта, в котором указан поименный список дольщиков, в пользу которых у ООО «Прогресс-Н» возникли обязательства. Установлено, что Иванченко А.А. в указанный список дольщиков включен не был.

13 июня 2018 г. Иванченко А.А. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в очередь участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов на предоставление помещений вне проблемных объектов и предоставлении ему жилого помещения, по результатам рассмотрения которого ему направлен ответ о принятии заявления в работу, а также приказом Министерства строительства Самарской области от 24 августа 2018 г. -П требования Иванченко А.А. включены в список четвертой очереди дольщиков (т. 2 л.д. 36-54, 66-67, 68).

Постановлением Правительства Самарской области от 3 февраля
2020 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области», жилой дом по адресу: <адрес> (район кинотеатра «Старт»), исключен из Перечня проблемных объектов.

Разрешая административный спор, районный суд исходил из того, что на основании изменений, внесенных Федеральным законом № 151-ФЗ от 27 июня 2019 г., часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.
№ 214-ФЗ признана утратившей силу с 27 июня 2019 г., в связи с чем пришел к выводу о том, что реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в который включен Иванченко А.А., упразднен. Учитывая, что получение мер государственной поддержки осуществляется в порядке, установленном Законом Самарской области от 8 июля 2019 г. -ГД и Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2109 г. , носит заявительный характер, Иванченко А.А. в Министерство строительства Самаркой области с соответствующим заявлением не обращался, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления ему мер государственной поддержки.

Кроме того, установив, что на день проведения конкурса по отбору организации в целях завершения строительства проблемного объекта, Иванченко А.А. не был включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с чем отсутствовали основания для его включения в реестр жилых помещений, которые переданы в ООО «Прогресс-Н» в целях завершения проблемного объекта и удовлетворения прав требований участников долевого строительства, районный суд пришел к выводу об отсутствии бездействия Министерства строительства Самарской области, выраженного в не предоставлении ему жилого помещения.

Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.

До 26 сентября 2019 года ведение реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлекались для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, осуществлялось на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403, а с 30 июня 2017 года - на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр.

Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ), признана утратившей силу, в том числе часть 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, тем самым с 27 июня 2019 года упразднены полномочия министерства по включению в реестр пострадавших граждан и ведению реестра таких граждан, и ведение такого реестра, как одного из направлений деятельности по оказанию мер поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, фактически заменено ведением единого реестра проблемных объектов.

Из содержания части 4 статьи 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ) следует, что для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

Кроме того, применительно к рассматриваемому спору Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ), статья 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ дополнена пунктом 23.1, согласно которому в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона, если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ. Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.

По смыслу указанного выше положения Федерального закона от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ, исключение граждан из реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возможно при условии включения сведений о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования указанных граждан, в реестр проблемных объектов. В остальных случаях права граждан подлежат восстановлению при условии их сохранения в реестре пострадавших граждан.

Из Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, объект, расположенный по адресу: <адрес> (район кинотеатр «Старт»), исключен Постановлением Правительства Самарской области от 3 февраля 2020 года N 62.

Планом-графиком (дорожной картой) по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ, утвержденный на территории Самарской области (далее - план-график), в отношении граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по проблемным объектам, не включенным в единый реестр проблемных объектов, восстановление прав осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 8 июля 2019 года N 74-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", в рамках которого Иванченко А.А., не включался в соответствующий реестр.

Приказ -п о проведении конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства издан 16.12.2014 г.

Иванченко А.А. в этот список не включен, поскольку на день проведения конкурса (26.01.2015) не был включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось на основании приказов Минрегиона России от 20.09.2013 г. , Минстроя России от 12.08.2016 /пр, а включен уже после его проведения, а именно 22.12.2015 г, то есть практически через год.

Согласно ст. 10 Закона о поддержке обманутых дольщиков названный закон применяется исключительно в отношении пострадавших граждан, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.04.2007 № 55 «Об утверждении Правил ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области».

При этом судом первой инстанции установлено, что получение меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта носит заявительный характер, однако Иванченко А.А. заявление в порядке Закона Самарской области от 08.07.2019 -ГД не подавалось.

Поскольку административный истец не включен в Реестр, то отсутствует оспариваемое бездействие Министерства строительства Самарской области, выраженное в не предоставлении Иванченко А.А. жилого помещения, вне проблемного объекта.

Таким образом, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела. Оснований для переоценки выводов суд первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судебной коллегией совокупности таких условий не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 28 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванченко А.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-534/2024 (33а-14099/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иванченко А.А.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Конкурсный управляющий ООО Прогресс-Н Севастьянов Олег Николаевич
Дьяченко В.И.
ООО Прогресс-Н
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.11.2023Передача дела судье
19.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
20.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее