Дело №2-5001/2019 копия
42RS0019-01-2019-006497-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Воронович О.А.
при секретаре Гурневой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании
в <адрес> 18 декабря 2019 г.
гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозные объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
КУМИ <адрес> обратилось в суд с заявлением и просит признать право муниципальной собственности муниципального образования Новокузнецкий городской округ на объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства № расположенное по адресу: <адрес>, Новокузнецкий городской округ, <адрес> в <адрес>
Требования мотивированы тем, что Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее - КУМИ <адрес>) является функциональным органом администрации <адрес>, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества Новокузнецкого городского округа (далее по тексту - городской округ) в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа (п. 1.1 Положения о КУМИ <адрес>, утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с пунктом 3.2.4. Положения о КУМИ <адрес> наделен полномочиями по признанию в суде в установленном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории городского округа. КУМИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставил на учет в отделе по городу Новокузнецку Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сооружение коммунального хозяйства (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, Новокузнецкий городской округ, <адрес> в <адрес>: от ВК-184 до наружной стены здания жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, отдела по городу Новокузнецку. Год со дня постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого объекта истек ДД.ММ.ГГГГ. В течение года с момента принятия отделом по городу Новокузнецку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> указанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного и до настоящего времени никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует.
В судебное заседание представитель заявителя КУМИ <адрес> не явился, о дате и месте судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отдел по <адрес> в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежит удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Положениями ст. 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно части 1 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Из положений части 1 статьи 291, части 1 статьи 293 ГПК РФ следует, что в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее.
Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 4 и 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа, утвержденного постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии Устава <адрес> в новой редакции» администрация <адрес> исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно п. 6 ст.44 Устава в структуре администрации могут создаваться отраслевые, функциональные и территориальные органы. Органы администрации (районные администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории. Органы администрации могут обладать правами юридического лица, являясь муниципальными казенными учреждениями, иметь бюджетную систему и печать.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>» утверждено Положение о КУМИ.
В соответствии с п. 1.1 Положения о КУМИ <адрес>, КУМИ является функциональным органом администрации <адрес>, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. КУМИ от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.
Согласно п. 3.2.4 Положения КУМИ, являясь уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом городского округа, в области приобретения и принятия имущества в муниципальную собственность городского округа, КУМИ осуществляет постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, признает в суде в установленном порядке право муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество и недвижимое имущество, находящееся на территории городского округа.
В судебном заседании установлено, что КУМИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставил на учет в отделе по городу Новокузнецку Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сооружение коммунального хозяйства (кадастровый №), расположенное по адресу: Кемеровская * область, Новокузнецкий городской округ, <адрес> в <адрес>: от ВК-184 до наружной стены здания жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, отдела по городу Новокузнецку.
ДД.ММ.ГГГГ за № была внесена запись о постановки вышеуказанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного имущества.
Год со дня постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого объекта истек ДД.ММ.ГГГГ. В течение года с момента принятия отделом по городу Новокузнецку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> указанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного и до настоящего времени никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует.
Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> является функциональным органом администрации <адрес>, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества Новокузнецкого городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа (<адрес> о КУМИ <адрес>, утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с пунктом 3.2.4. Положения о КУМИ <адрес> наделен полномочиями по признанию в суде в установленном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество находящееся на территории городского округа.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что собственник объекта в настоящее время на вышеуказанный объект не установлен, в <адрес> право собственности на спорный объект никому не принадлежит. Перехода права собственности к КУМИ <адрес> не зарегистрировано.
Согласно Постановлению Городского Собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9/38 "Об утверждении Положения "О порядке работы с бесхозяйным имуществом, расположенным на территории <адрес>" для того, чтобы бесхозяйное имущество использовалось эффективно и рационально, не причиняло вреда окружающим, работа с бесхозяйным имуществом производится в следующем порядке:
1. Сведения о бесхозяйном имуществе Комитет по управлению муниципальным имуществом (далее - Комитет) получает самостоятельно по актам проверки, по заявлениям граждан и юридических лиц, от районных администраций и других источников.
2. По поступлении указанных сведений Комитет проверяет наличие данных о соответствующем имуществе в БТИ, Управлении по земельным ресурсам и землеустройству, органах, осуществляющих специальную регистрацию, устанавливает наличие акта приема-передачи, балансодержателя и другой учетной (в т.ч. бухгалтерской) документации, составляется акт описи и предварительной оценки имущества.
3. В случае отсутствия каких-либо сведений о принадлежности имущества в указанных выше органах и документах комитет оформляет заявление для постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в Филиале N 6 учреждения юстиции <адрес> по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К заявлению прилагаются следующие документы:
- технический паспорт на объект, подготовленный МП "БТИ" по заявлению Комитета;
- паспорт на земельный участок, необходимый для обслуживания объекта, план земельного участка с присвоением кадастрового номера земельному участку и объекту недвижимости, определением застроенной и незастроенной площади участка, установлением ставки земельного налога, подготовленные Управлением по земельным ресурсам и землеустройству.
4. Для сохранения имущества в надлежащем состоянии до признания судом права собственности или признания имущества бесхозяйным в установленном порядке комитет определяет форму и порядок использования имущества.
5. По истечении года со дня постановки на учет, при отсутствии сведений об обнаружившихся собственниках либо законных владельцах вышеуказанного имущества, что подтверждается справкой из Филиала N 6 учреждения юстиции <адрес> по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Комитет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.
КУМИ <адрес> обращался с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, год с момента постановки на учет истек.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что следует признать право муниципальной собственности муниципального образования Новокузнецкий городской округ на объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства № расположенное по адресу: <адрес>, Новокузнецкий городской округ, <адрес> в <адрес>: от ВК-184 до наружной стены здания жилого <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Новокузнецкий городской округ на объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства № расположенное по адресу: <адрес>, Новокузнецкий городской округ, <адрес> в <адрес>: от ВК-184 до наружной стены здания жилого <адрес> в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) О.А. Воронович
Верно. Судья. О.А. Воронович
Решение вступило в законную силу «_________»______________201_____г.
Судья. ___________________