Дело № 12- 34/2019
Р Е Ш Е Н И Е
18 сентября 2019 года село Терекли-Мектеб
Судья Ногайского районного суда Республики Дагестан Кулунчаков А.И., при секретаре Аджековой Н.Т., с участием директора МХУП «Аманат» Рутульского района РД Фаталиева М.А., представителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан по доверенности Раджабова Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МХУП «Аманат» Рутульского района РД Фаталиева Мурада Аседуллаевича на постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД (далее Управление Россельхознадзора по РД) Керимова К.Н. от 19 февраля 2019 года №134, которым постановлено:
МХУП «Аманат» Рутульского района РД признать виновным в административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Выслушав объяснения директора МХУП «Аманат» Фаталиева М.А., просившего постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керимова К.Н. от 19.02.2019г. №134 отменить и производство по делу прекратить в связи с недоказанностью вины предприятия, и представителя Управления Россельхознадзора по РД по доверенности Раджабова Я.М., который просил постановление Управления Россельхознадзора по РД оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керимова К.Н. от 19 февраля 2019 года №134 МХУП «Аманат» Рутульского района РД признан виновным по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МХУП «Аманат» Фаталиев М.А. обратился в суд с жалобой.
В судебном заседании Фаталиев М.А. показал, что об указанном постановлении ему стало известно 28.02.2019г., после того, как он получил в Управлении Россельхознадзора по РД его копию и копию протокола об административном правонарушении.
Считает, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом на основании протокола об административном правонарушении, составленном с нарушением сроков, указанных ст.28.5 и ст. 29.7 КоАП РФ. После получения письменного вызова от 29.10.2018г. на 22.11.2018 года, он прибыл в указанный срок в г.Махачкала в отдел земельного надзора к Каирбекову И.А., где последний под роспись вручил ему Акт осмотра от 17.07.2018 года с двумя фотографиями, составленный специалистами ГКУ РУ отгонного животноводства в Кочубейской зоне. При этом Каирбеков И.А. не принял у него письменное объяснение и документы, подтверждающие его невиновность. Он устно пояснил Каирбекову И.А. что МХУП «Аманат» в настоящее время занимается другой сельскохозяйственной деятельностью и не имел на балансе поголовье мелкого рогатого скота в 2018 году, а арендуемые земли МХУП «Аманат» были на сохранении и улучшении травостоя для разведения поголовья МРС в 2019 году. Чье поголовье было сфотографировано он не знает. Это могло быть поголовье МРС его соседей, которые поили свой скот на артезиане, расположенном на его арендуемой территории. 19 января 2019 года почтовым письмом он получил протокол об административном правонарушении АБ№0059060 от 17.01.2019 года по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ в отношении МХУП «Аманат» Рутульского района и определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 19 февраля 2019 года в 11ч. 30 мин. В указанное время он прибыл г. Махачкала в Управление Россельхознадзора по РД, где И.А. Каирбеков сообщил ему, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении МХУП «Аманат» Рутульского района уже вынесено заместителем Управления и будет направленно почтой в его адрес. Каирбеков И.А. 17 июля 2018 на месте не составил административный протокол, не опросил чабанов, которые осуществляли потраву арендуемых земель МХУП «Аманат». Считает, что своими действиями Каирбеков И.А. как должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении грубо нарушил требования законодательства. Должностное лицо, заместитель руководителя управления Керимов К.Н. вынесший постановление №134 от 19.02.2019 г. в отношении МХУП «Аманат» Рутульского района так же нарушил требования законодательства. И протокол по делу об административном правонарушении и постановление вынесены в отсутствие представителя МХУП «Аманат», т.е. в его отсутствие. Извещений МХУП «Аманат», что необходимо явиться для составления протокола и рассмотрения протокола об административном правонарушении в Управление Россельхознадзора по РД, не получало, подписи в уведомлениях не принадлежат ему, ни другим работникам МХУП. На основании всего изложенного, просит суд постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керимова К.Н. №134 от 19 февраля 2019 года отменить в связи недоказанностью обстоятельств на основе, которых вынесено постановление, а так же в связи с существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан по доверенности Раджабов Якуб Магомедович в судебном заседании показал, что с доводами, изложенными в ходе судебного заседания руководителем МХУП «Ааманат» Фаталиева М.А. не согласен по следующим основаниям. Так, на юридический адрес МХУП «Аманат» дважды направлялось письмо о вызове представителя юридического лица в Управление для составления протокола об административном правонарушении. После получения подтверждения о вручении адресату письма-уведомления о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и участия в производстве об административном правонарушении, материал был рассмотрен и по результатам составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2019г. Копия протокола об административном правонарушении от 17.01.2019г. и определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.01.2019г. были направлен на юридический адрес МХУП «Аманат», которые были получены адресатом 21.01.2019г. Однако представитель МХУП «Аманат» будучи надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на рассмотрение дела не явился. Производство об административном правонарушении велось на законных основаниях без нарушений процессуальных норм. Вина МХУП «Аманат» в допущении административного правонарушения установлена комиссионным актом рейдового обследования арендуемого им земельного участка от 17.07.2018г., по результатам которого на территории зимних пастбищ, расположенных в административных границах Ногайского района, с кадастровым номером 05:03:000001:201 было выявление содержание около 1000 голов МРС, которые должны были перегоняться на летние пастбища. В результате того, что имеющееся поголовье скота с зимних пастбищ не перегоняется на летние пастбища, значительно усиливается нагрузка поголовья на земельный участок, пастбища находятся в угнетенном состоянии. Травостой изреженный, низкорослый и тонкостебельный.
В части доводов руководителя МХУП «Аманат» о не получении извещений, показал, что согласно абз. 3 п.24.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств). В материалах дела имеются копии уведомлений о получении МХУП «Аманат» извещений о необходимости явки в Управление Россельхознадзора для составления протокола об административном правонарушении и для рассмотрения протокола и вынесения административного постановления. На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении жалобы директора МХУП «Аманат», а обжалуемое постановление оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы директора МХУП «Аманат» Рутульского района РД Фаталиева М.А., представителя Управления Россельхознадзора по РД по доверенности Раджабова Я.А., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого постановления обоснованным признать нельзя.
Так, ссылка заявителя Фаталиева М.А. на нарушение сроков, установленных ст.28.5 и ст. 29.7 КоАП РФ, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, нарушение этих сроков является несущественным недостатком, поскольку они не являются пресекательными (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Утверждение Фаталиева М.А. о том, что государственный инспектор Каирбеков И.А. не принял у него письменное объяснение и документы, подтверждающие его невиновность, не подтверждены какими либо доказательствами. Так, к своей жалобе поданной в суд, документы подтверждающие его невиновность заявителем не приложены.
Кроме того, директор МХУП «Аманат» Фаталиев М.А. оспаривая в судебном заседании Акт планового рейдового осмотра, обследования от 17.07.2018г., составленный начальником отдела ГКУ РД «Республиканское управление отгонного животноводства» Чубчевым В.Г., главным специалистом зоотехником ГКУ РД РУОЖ Мухумаевым А.Д., главным специалистом экспертом ГКУ РД РУОЖ Патаховым Г.М, с участием государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД Каирбекова И.А., ссылаясь на то, что обследование проведено в течении семи минут, что приложенные к акту фотоснимки сделаны в одно и то же время, что при составлении акта не произведено пересчета поголовья МРС, а также на то, не опрошены чабаны, которые осуществляли потраву арендуемых земель МХУП «Аманат», суд находит несостоятельным и направленными на избежание административной ответственности. Указанный акт получен вместе с извещением о необходимости явки на 22.11.2018г. для дачи пояснений в Управление Россельхознадзора по РД и составления протокола об административном правонарушении. Однако, от МХУП «Аманат» письменных пояснений либо возражений относительно составленного акта в адрес Управления Россельхознадзора по РД не поступило. Согласно законодательству в рассматриваемом случае обязанность по защите арендуемых земель от негативного воздействия возложена на арендатора этих земель, то есть на МХУП «Аманат». И в данном случае, отсутствие на балансе МХУП «Аманат» поголовья МРС не освобождает его от обязанности по соблюдению сохранности арендуемых земель.
Таким образом, отсутствие на балансе МХУП «Аманат» поголовья, подтвержденные справкой руководителя Территориального органа ФС Государственной статистики по РД, начальника МКУ УСХ МР «Рутульский район» об отсутствии на балансе МХУП «Аманат», не являются основанием для освобождения МХУП «Аманат» от ответственности за соблюдение земельного законодательства, а именно требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В данном случае вина юридического лица МХУП «Аманат» в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП выражается в его бездействии, которое выразилось в допущении выпаса поголовья МРС на арендуемых зимних пастбищах, т.е. отсутствии действий, направленных на защиту арендуемого земельного участка от негативного воздействия, ухудшающего его качественное состояние.
Так, согласно договора аренды, заключенного между Минимуществом Республики Дагестан и МХУП «Аманат» в лице его директора Фаталиева М.А. от 10.07.2014г. №56, об аренде земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером 05:03:000001:201 площадью 1000 га сроком на 25 лет, где в пункте 4.4 Договора предусмотрена обязанность арендатора использовать арендуемый участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке и прилегающих к нему территория. И в период с 15 мая по 15 октября, ежегодно, не содержать на этих землях поголовья скота.
Из материалов дела следует, что 17 июля 2018 года начальником отдела ГКУ РД «Республиканское управление отгонного животноводства» Чубчевым В.Г., главным специалистом зоотехником ГКУ РД РУОЖ Мухумаевым А.Д., главным специалистом экспертом ГКУ РД РУОЖ Патаховым Г.М, с участием государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД Каирбекова И.А. произведено плановое обследование земельного участка с кадастровым номером 05:03:000001:201 расположенной в Ногайском районе РД, арендуемом МХУП "Аманат" Рутульского района. По результатам обследования составлен Акт, согласно которому на территории было выявлено поголовье в количестве 1000 голов МРС, не выведенных с зимних пастбищ, в результате чего допущено значительное усиление нагрузки скота на земельный участок, приводящие к угнетению участков, чем наносится серьезный урон кормоемкости зимних пастбищ, стимулируя их опустынивани. Травостой на территории изреженный, низкорослый, тонкостебельный, встречаются оголенные участки без травяного покроя.
29 октября 2018 года государственным инспектором Каирбековым И.А. в адрес МХУП "Аманат" направлено письменное уведомление о выявленных нарушениях и предложено направить представителя для дачи пояснений на 22.11.2018 года к 09.15 часам.
29 ноября 2018 года государственным инспектором Каирбековым И.А., в связи с отсутствием почтового уведомления о вручении адресату вышеуказанного письма, в адрес МХУП "Аманат" направлено повторное письменное уведомление о выявленных нарушениях и предложено направить представителя для дачи пояснений на 17.01.2019 года к 09.50 часам. Согласно почтового уведомления о вручении, указанное письмо вручено представителю МХУП "Аманат" 14.12.2018 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.01.2019 года, составленным государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД Каирбековым И.А., действиями МХУП "Аманат" нарушены нормы Земельного кодекса РФ, при этом представитель МХУП "Аманат" для дачи пояснений не явился. И по результатам рассмотрения материала об административном правонарушении в отношении МХУП «аманат» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В тот же день 17.01.2019г. заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керимовым К.Н. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.02.2019 года в 11 час. 30 мин.
17 января 2019 года копия протокола об административном правонарушении и определение о назначении дела об административном правонарушении направлены МХУП "Аманат", которые согласно почтового уведомления вручено представителю последнего 21.01.2019 года.
Постановлением заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД. Керимова К.Н. №134 от 19 февраля 2019г., МХУП «Аманат» Рутульского района РД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей. При этом согласно постановлению законный представитель МХУП «Аманат» на рассмотрение дела не явился.
Доводы директора МХУП «Аманат» Фаталиева М.А. о том, что в имеющихся в материалах дела почтовых уведомлениях о вручении МХУП «Аманат» извещений о времени и месте составления протокола и рассмотрении его с вынесением постановления о назначении административного наказания, расписывался не он, а также не расписывались другие работники МХУП «Аманат», в судебном заседании были проверены и суд также считает их несостоятельными по следующим основаниям.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Максимов Максим Алиевич показал суду, что работает почтальоном Почтового отделения «Почта России» в с.Татаюрт Бабаюртовского района, обслуживает пять сел, в том числе с.Новый Борч. Стаж работы 4 года. По обстоятельствам рассматриваемого дела пояснил, что он лично вручает письма адресатам, указанным на конверте по указанному адресу. В случае отсутствия адресата по месту жительства, он вручает письма совершеннолетним родственникам проживающим совместно с ним, либо соседям. Сказать, кому именно он вручал письма, адресованные МХУП «Аманат» он точно не может, прошло время, за каждое письмо он сказать не может. Но может сказать с уверенностью, он письма вручает либо лично адресатам, либо совместно проживающим с ним лицам, либо соседям. Но не врученными письма не остаются.
Как указано в абз.3 п.24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Кроме того, как указано в абз.2 п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы жалобы директора МХУП «Аманат» Рутульского района РД Фаталиева М.А. не нашли подтверждения в судебном заседании.
Судом установлено, что срок давности и порядок привлечения к административной ответственности МХУП «Аманат» соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Керимова К.Н. от 19 февраля 2019 года №134, о признании МХУП «Аманат» Рутульского района РД виновным в административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначении ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей, – оставить без изменения, а жалобу директора МХУП «Аманат» Фаталиева Мурада Аседуллаевича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по административным делам Верховного Суда РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2019 г., мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.
Судья А.И. Кулунчаков