Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5105/2023 ~ М-3728/2023 от 04.05.2023

Дело № 2-5105/2023

50RS0001-01-2023-004166-87

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года г. Балашиха Московской области

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Пономарёвой В.В.,

при секретаре Рычковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миляева Сергея Владимировича к Министерству социального развития МО Окружное управление социального развития №1 о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 10.03.2023 № 61916, признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,

установил:

Истец Миляев С.В. предъявил к ответчику – Министерству социального развития Московской области иск о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания, в котором просит суд признать незаконным решения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , а также признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как инвалиду 2 группы по месту фактического проживания по адресу: <адрес> обязать Министерство социального развития Московской области осуществлять ему и выплату компенсации расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги с даты вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ., взыскать необоснованно невыплаченную ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищных и коммунальных услуг. В обоснование иска указано о том, что он является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, по месту регистрации льготами не пользуется. Истец на основании решения Балашихинского городского суда МО от ДД.ММ.ГГГГ года является собственником квартиры по адресу <адрес>, проживает по месту фактического проживания, оплачивает коммунальные услуги в полном объёме. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство социального развития МО за предоставлением льготы по оплате ЖКУ, на что получил отказ. Причиной отказа в выплате ему ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение и стоимости коммунальных услуг явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представила письменные возражения на иск.

Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.

Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам
для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в действующей редакции) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).

Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).

В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.

Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Миляев С.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ года бессрочно, зарегистрирован по адресу <адрес>.

Имеет в собственности квартиру по адресу <адрес>, на основании решения Балашихинского городского суда МО от ДД.ММ.ГГГГ (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).

Лицевой счет на жилое помещение по адресу <адрес> открыт на имя Миляева С.В. Задолженность по оплате за указанное жилое помещение и коммунальные услуги отсутствует.

Согласно ответу Отдела социальной защиты населения района Северное Измайлово истец является получателем региональной социальной доплаты к пенсии в размере 8414, 65 руб., назначенной на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.20009 №1268-ПП «О региональной доплате к пенсии». Получателем мер социальной поддержки на оплату расходов за жилое помещение и коммунальных услуг по адресу: <адрес> не является.

Истец является собственником квартиры в г.Балашиха и имеет право проживать по адресу своей собственности.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания в г.Балашиха. Решением от ДД.ММ.ГГГГ года отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг в связи с несоответствием документов, необходимых для получения государственной услуги, по форме и содержанию требованиям законодательства РФ (адрес регистрации не совпадает с адресом постоянного проживания).

Документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, представлены в материалы дела и не оспорены сторонами.

Исходя из совокупности представленных по делу письменных доказательств, суд приходит к выводу, что Миляев С.В., несмотря на представленные ответчиком возражения, имеет право на предоставление ему испрашиваемой меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по месту его жительства по адресу: <адрес>.

Указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Миляеву С.В. той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.

Регистрация истца по адресу в г.Москва, не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, т.к. истец имеет право проживать по месту нахождения своей собственности, документально подтверждено, что он несет брея содержания принадлежащего ему имущества и оплачивает коммунальные услуги по месту фактического проживания.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки, выраженного в Решении от ДД.ММ.ГГГГ , не имелось.

Нарушенное право Миляева С.В. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", начиная
с ДД.ММ.ГГГГ года применительно к п. 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от 29 марта 2022 года № 299/12, поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением в ДД.ММ.ГГГГ, судом также учитывается, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: <адрес> истец не пользуется.

Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в данной части по изложенным выше основаниям.

Вместе с тем, отказ Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан незаконным, поскольку у Министерства социального развития Московской области не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании Миляева С.В. по месту пребывания по представленным документам. Министерство социального развития Московской области не наделено правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение. В связи с чем, требования истца в указанной части подлежит оставлению без удовлетворения. Требование в части взыскания невыплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг не подлежит удовлетворению, поскольку суд пришел к выводу о назначении меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ., что является основанием для произведения перерасчета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Миляева Сергея Владимировича удовлетворить частично.

Признать за Миляевым Сергеем Владимировичем право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренную ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по месту фактического проживания по адресу: <адрес>

Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Миляеву Сергею Владимировичу меру социальной поддержки, предусмотренную ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Требование в части признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , взыскания невыплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 11 июля 2023 года

Судья В.В.Пономарёва

2-5105/2023 ~ М-3728/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Миляев Сергей Владимирович
Ответчики
Министерство социального развития Мо Окружное управление социального развития №1
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Пономарёва Виктория Викторовна
Дело на сайте суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Подготовка дела (собеседование)
25.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее