61RS0017-01-2022-002705-33
Дело № 2-1793/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2022 года г. Зверево
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Голикова А.В., при секретаре Ярыш Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГУ – ОПФ РФ по Ростовской области к Умрихиной Наталье Анатольевне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, суд
У С Т А Н О В И Л :
ГУ – ОПФ РФ по Ростовской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Умрихиной Н.А. с 28.10.2015 назначена страховая пенсия по инвалидности. С 05.11.2015 назначено ЕДВ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ.
В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2014 № 2436826, выданная бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Умрихиной Н.А. впервые с 28.10.2015 установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания, бессрочно.
На запрос территориального органа ПФР получен ответ в ФКУ «ГБ СМЭ по Ростовской области» о том, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении СМЭ с 2014 года данных по освидетельствованию Умрихиной Н.А. не имеется. Проверкой архивов ФКУ «ГБ СМЭ по Ростовской области» установлено, что на бумажных носителях медико-экспертная документация освидетельствования в отношении Умрихиной Н.А. отсутствует.
15 февраля 2020 года выплаты пенсии и ЕДВ Умрихиной Н.А. прекращены. Истец указывает, что выплата ответчику пенсии и ЕДВ осуществлялись в отсутствие законных на то оснований.
В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала № ФКУ «ГБ МСЭ Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности.
На основании изложенного, истец просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г., выписку из акта медицинского освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г. об установлении Умрихиной Н.А. впервые <данные изъяты> группы инвалидности с 28 октября 2015 бессрочно вследствие «общего заболевания».
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в ее отсутствие.
Ответчик Умрихина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования не признал.
На основании статьи 167 ГПК Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства и оценив их, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Умрихина Н.А. с 28.10.2015 является получателем пенсии по инвалидности. С 05.11.2015 ответчик является получателем ЕДВ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ.
Указанная пенсия и ЕДВ выплачивались на основании справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г., выписки из акта освидетельствования серии МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г., согласно которым Умрихиной Н.А. впервые с 28.10.2015 установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие общего заболевания бессрочно.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка, на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
На основании п.п. 1, 2 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В отзыве на исковое заявление ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.10.2022 указало, что сведениями о прохождении ответчиком МСЭ в бюро № 30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не располагает, отсутствуют сведения на бумажных носителях. Отсутствует дело МСЭ ответчика и соответствующие данные о нем в Федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (функционирует в учреждении с 2014 года). МСЭ Черноусову С.Ю. в порядке контроля решения бюро № 30, не проводилась. Впоследствии Умрихиной Н.А. проводились медико-социальные экспертизы и установлена <данные изъяты> группа инвалидности.
В нарушение положений статей 56, 57 ГПК РФ каких-либо относимых и допустимых доказательств о прохождении Умрихиной Н.А. медико-социальной экспертизы 28.10.2015 в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» в установленном законом порядке ответчиками в материалы дела не представлено.
Установленные судом обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Умрихиной Н.А., бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» нарушены правила проведения медицинского освидетельствования для установления инвалидности 28.10.2015, что является основанием для признания справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования на имя ответчика недействительными.
В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, учитывая приведенные нормы материального права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области.
Поскольку истец подлежит освобождению от уплаты госпошлины по данному исковому заявлению, в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, то в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков Умрихиной Н.А. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб. за требования неимущественного характера, по 150 руб. с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г., выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом МСЭ-2014 № 2436826 от 28 октября 2015 г., выданные Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, об установлении Умрихиной Наталье Анатольевне второй группы инвалидности с 28.10.2015 бессрочно.
Взыскать с Умрихиной Натальи Анатольевны государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ госпошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Красносулинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16.11.2022.
Судья: А.В. Голиков