Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4081/2023 ~ М-2369/2023 от 01.06.2023

Дело № 2-4081/2023

УИД 21RS0025-01-2023-002982-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2023 г. г. Чебоксары

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.С.,

с участием истца Муштаковой Т.В., представителя истца Лаврентьева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муштаковой Татьяны Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л :

Истец Муштакова Т.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения от 18.09.2023г.) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее Отделение СФР, ОСФР по ЧР) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, указав в обоснование иска, что она является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась к Ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом трудового стажа, подтвержденного копиями трудовой книжки и архивных справок, в соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также были приложены документы, подтверждающие ее работу в спорные периоды.

Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказал истцу в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, мотивировав отказ тем, что этот стаж не учитывается, поскольку на запрос о подтверждении достоверности сведений о трудовом стаже истца, направленный ими в пенсионный фонд Туркменистана ответ в трехмесячный срок не поступил.

Истец считает такое решение незаконным и необоснованным и нарушающим права и законные интересы истца как пенсионера.

Истец для получения документов, подтверждающих трудовой стаж в Туркменистане, лично направил запрос в Госахив Туркменистана в июле ДД.ММ.ГГГГ года и получил документы, подтверждающие сведения о периоде работы и заработной платы только в ДД.ММ.ГГГГ г.

Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», действовало с момента подписания 13.03.1992 г. Россия перестает быть участником Соглашения в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022№ 175-ФЗ. Нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023.

Россия и Туркмения являлись участницами Соглашения на дату обращения Истца к Ответчику.

Просит суд признать незаконным решение Ответчика об отказе в перерасчете размера пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. .

Включить в пенсионный стаж время работы истца в следующие периоды:

- ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадской швейной фабрике ;

- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадском производственном объединении по выпуску товаров народного потребления.

Обязать Ответчика произвести перерасчет пенсии Истца, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. с учетом включенного в пенсионный стаж времени работы истца в следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадской швейной фабрике ;

- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадском производственном объединении по выпуску товаров народного потребления.

Взыскать с ответчика сумму госпошлины 600 руб. (л.д.85-86)

В судебном заседании истец Муштакова Т.В., ее представитель Лаврентьев Ю.В., действующий по устному ходатайству, исковые требования с учетом уточнений поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить.

На судебное заседание представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии не явился, извещены надлежаще о слушании дела, ранее представили отзыв на иск, где указали, что с иском не согласны по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении иска просят отказать (л.д.65).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), за исключением отдельных положений.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3,4 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ).

Частью 1 ст.4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Муштакова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 №166-ФЗ с 11.12.2019 г. истцу Муштаковой Т.В. назначена пожизненная пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГГГ. истец Муштакова Т.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости в соответствии со ст.18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Отделением ПФР в соответствии с п. 7 ст.23 Закона № 400-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ г. принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Муштаковой Т.В. до окончания проверки достоверности сведений о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ гг. на Ашхабадской швейной фабрике и периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ. на ашхабадском производственном объединении, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9)

ДД.ММ.ГГГГ. Отделением ПФР направлен запрос в Пенсионный фонд Туркменистана об истребовании справок в отношении Муштаковой Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Ашхабадской швейном объединении «Ахал», технологом; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Швейном производстве «Бахар», экономистом, о заработанной плате за период работы в данных организациях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответ на данный запрос в течении трех месяцев не поступил.

ДД.ММ.ГГГГ. Отделением ОСФР принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления Муштаковой Т.В. в связи с завершением проверки достоверности сведений о периоде работы с 1989 по 1991 гг. на Ашхабадской швейной фабрике и периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ гг. на ашхабадском производственном объединении.

ДД.ММ.ГГГГ. решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии Муштаковой Т.В. отказано в перерасчете размера пенсии по старости в соответствии со ст.18 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине: не подтверждения периода работы. (л.д.10)

Основанием для отказа послужило то, что ответ на запрос Территориального органа Социального фонда из пенсионного фонда Туркменистана в трехмесячный срок не поступил.

Согласно части 3 ст.2 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

На обозрение суда истцом была предоставлена трудовая книжка АТ-II от ДД.ММ.ГГГГ на имя Муштаковой Д.А., в которой имеются записи о работе:

- ДД.ММ.ГГГГ - Ашхабадская швейная фабрика – зачислена технологом,

- ДД.ММ.ГГГГ - переведена начальником пошивочного цеха,

ДД.ММ.ГГГГ- уволена по ст. 31 КЗоТ ТР,

- ДД.ММ.ГГГГ- принята в ППРР – экономистом по себестоимости, ценам и сырья (Ашхабадское п/о по выпуску ТНП),

- уволена с работы по ст.31 КЗоТ ТССР (собственное желание в связи с выездом). (л.д.16-17)

Записи в трудовой книжке о принятии на работу, увольнении переводах с одной должности на другую выполнены на русском языке, каждая запись имеет ссылку на номер и дату приказа, заверены должностным лицом и скреплены печатью.

Таким образом, представленные записи в трудовой книжке истца соответствуют требованиям, установленным Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, а также Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года г. N 190.

При этом, истцом была предоставлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ., из которой следует, что Муштакова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно работала на Ашхабадской швейной фабрике .

Принята с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ), уволена по ст.31 ТК Туркменистана (собственное желание) с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно приказу по Министерству текстильной промышленности Туркменистана за от ДД.ММ.ГГГГ. Ашхабадская швейная фабрика переименована на Ашгабатское швейное объединение «Ахал».

С ДД.ММ.ГГГГ. в Туркменистане был веден государственный язык – Туркменский. На оттиске печати указано наименование предприятия на туркменском языке: что в переводе на русский язык означает Министерство Текстильной промышленности Туркменистана – Ашхабадское швейное объединение «Ахал». (л.д.20)

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Ашхабадской швейного объединения «Ахал» Муштаковой Т.В. следует, что ее заработок учитываемый при начислении пенсии составляет: 7.141,15 руб. Со всех видов начисления производилось отчисление соцстраха. (л.д.21)

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Муштакова Т.В., действительно работала на Ашхабадском производственном объединении по выпуску товаров народного потребления:

ДД.ММ.ГГГГ. - принята на работу в качестве экономиста но себестоимости ценам и нормированию сырья (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. - уволена с работы по ст.31 КЗоТ Туркменистана (в связи с выездом из города) (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. - Ашхабадское производственное объединение по выпуску товаров народного потребления реорганизовано и присоединено к Ашхабадскому производственному швейному объединению «БАХАР» (приказ Министерства текстильной промышленности Туркменистана от ДД.ММ.ГГГГ.).

Основание: Карточки уволенных за ДД.ММ.ГГГГ Опись 6к, дело 22, стр. 1. (л.д.22)

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Муштаковой Т.В. следует, что она работала в производственном швейном объединении «Бахар» АПО по выпуску ТНП в ДД.ММ.ГГГГ г.г. и имеются сведения о ее заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии со ст.100-104, 107 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Основание выдачи справки: лицевые счета на зарплату - ДД.ММ.ГГГГ гг.

Поставленная печать соответствует русскому наименованию организации «Министерство текстильной промышленности Туркменистана Производственное швейное объединение «Бахар». (л.д.23)

При этом, истцом предоставлен суду нотариальный перевод гербовых печатей: «Государственный архив города Ашхабад. Главное управление при Кабинете Министров Туркменистана», «Швейное производственное объединение «Бахар» Министерства текстильной промышленности Туркменистана», «Ашхабатское швейное объединение «Ахал» Министерства текстильной промышленности Туркменистана». Переводы с туркменского языка на русский выполнил переводчик Лебедев Э.Е., а подлинность переводов заверена нотариусом нотариального округа города Чебоксары Ильиной Л.М.

Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

В соответствии с ч.9 ст.21 ФЗ №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно подпункту б) пункта 2 Правил в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании пункта 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного законодательства применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств с 13.03.1992г. регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения сделала оговорку о том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан будут регулироваться в рамках двусторонних соглашений. Азербайджанская Республика и Грузия не подписали указанное Соглашение.

С 1 ДД.ММ.ГГГГ. Российская Федерация денонсировала указанное Соглашение Федеральным законом от 01.06.2022г. № 175-ФЗ.

В Письме ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об организации работы по назначению пенсий, осложненных иностранным элементом» разъяснено, что сведения о стаже, заработке, содержащиеся в проверяемых документах, считаются подтвержденными, если они:

получены в ответ на запрос территориального органа ПФР от соответствующего компетентного органа или организации, архивной организации (в случае перенаправления компетентным органом запроса территориального органа ПФР) и подтверждают сведения, содержащиеся в документах, представленных заявителем;

получены гражданином в ответ на его запрос в организацию (учреждение) этих государств через территориальный орган Минюста России в рамках Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИД России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124.

Пунктом 9 ст.21 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ч.7 ст.23 Закона № 400-ФЗ в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с норами Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.30), ФЗ №400-ФЗ и Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее Правила от 02.10.2014 №1015), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства - участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.

В соответствии с пунктом 11 Правил от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии с рекомендациями Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.01.2017 № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в подтверждения стажа и заработка», а также руководствуясь письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.03.2017 №14-25-24/3199 при новом установлении пенсии в соответствии с международными соглашениями с бывшими республиками СССР необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового (трудового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений. Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, заработке, приобретенных на территории иностранного государства после распада СССР устанавливаются в установленном порядке.

Из изложенного следует, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае Республика Туркменистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. периоды работы до указанной даты подлежат включению в стаж на основании действовавшего на тот момент законодательства бывшего СССР, а в период с ДД.ММ.ГГГГ. - в соответствии с законодательством Российской Федерации, что соответствует требованиям международного Соглашения.

В ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Учитывая установленный факт работы истца Муштаковой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ. – в Ашхабадском швейном объединении «Ахал» технологом; и с ДД.ММ.ГГГГ. – в Швейном производстве «Бахар» экономистом, с начислением заработной платы, подтвержденный вышеуказанными справками, суд приходит к выводу о включении указанных периодов в страховой стаж истца.

При таких обстоятельствах, решение Отделения ПФР от 23ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во включении спорных периодов работы и в перерасчете размера пенсии в соответствии со ст.18 Закона № 400-ФЗ является незаконным.

Истица Муштакова Т.В. также просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. (т.е. с даты подачи заявления о перерасчете).

Статья 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержались в статье 20 Федерального закона Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 48 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н (действующих до 1 января 2022 г.), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При этом законодательством не установлена обязанность пенсионного фонда самостоятельно запрашивать какие-либо документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц.

Муштакова Т.В. обратилась в Отделение ПФР с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со ст.18 Федерального закона N 400-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о перерасчете страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ а не с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ., как указывает истец.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.

В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Муштаковой Татьяне Васильевне в перерасчете размера пенсии.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН ) включить в страховой стаж Муштаковой Татьяны Васильевны (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС ) периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадской швейной фабрике ;

- с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на Ашхабадском производственном объединении по выпуску товаров народного потребления, и произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу Муштаковой Татьяны Васильевны госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2023 г.

2-4081/2023 ~ М-2369/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муштакова Татьяна Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Иванова Т.В.
Дело на странице суда
moskovsky--chv.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2023Передача материалов судье
08.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2023Предварительное судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Дело оформлено
11.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее