.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 мая 2021 года город Новокуйбышевск
Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Строганкова Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу ПАО «Ростелеком» в лице Самарского филиала на постановлении о назначении административного наказания по делу <№> от 11.03.2021 об административном правонарушении, предусмотренном п. «в» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии г.о.Новокуйбышевск Самарской области <№> от 11.03.2021 года юридическое лицо – ПАО «Ростелеком» в лице Самарского филиала, привлечено к административной ответственности по п. «в» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным административным актом, ПАО «Ростелеком» в лице Самарского филиала в лице представителя по доверенности <№> от <Дата> Лаптевой О.А., обратилось в Новокуйбышевский городской суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано следующее.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Из актов проведенного обследования территории городского Новокуйбышевск видно, что представитель ПАО «Ростелеком» при проведении обследования отсутствовал, о проведенном обследования не извещался, соответственно был лишен возможности дачи каких-либо объяснений.
По характеру произведенных административной комиссией действий в отношении ПАО «Ростелеком» произведена выездная проверка. Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от <Дата> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона. Поскольку в материалах административного дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки и данных о согласовании проведения проверки, то проверка (контроль) в отношении ПАО «Ростелеком» произведена с грубыми нарушениями.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Исходя из вышеуказанного Постановление о назначении административного наказания по делу <№> от 11.03.2021 подлежит отмене судом.
ПАО «Ростелеком» вменяют правонарушение, которое заключается в непроведении работ по обработке прилегающей к зданию по адресу: Самарская, область, ул. Новокуйбышевск, пр. Победы, д. 23 территории противогололедными реагентами, при этом актами проведения обследования территории не зафиксировано каким способом установлено отсутствие обработки противогололедными реагентами. Исходя из указанных актов это просто визуальный осмотр, однако наличие или отсутствие обработки против гололедными реагентами визуально определить нельзя исходя из визуального осмотра, соответственно не доказан состав административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Обязательным основанием привлечения к административной ответственности является наличие состава административного правонарушения, элементом которого является событие административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 года, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П, определением Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 № 29-0 вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции. Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В Постановлении о назначении административного наказания по делу <№> от 11.03.2021 указано, что учитывая характер совершенного ПАО «Ростелеком» административного правонарушения и отсутствие негативных последствий, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность комиссия пришла к выводу о возможности наказания минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Между тем санкцией статьи части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусмотрена санкция виде предупреждения.
Исходя из указанного штраф в размере 30 000 руб. за впервые совершенное правонарушение не соответствует справедливости.
В том случае, если вышеуказанные доводы, Суд сочтет неубедительными, просим рассмотреть вопрос о возможности освобождения Общества от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что матозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п.1 ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ПАО «Ростелеком» Лаптева О.А. (доверенность <№> от <Дата>) доводы жалобы поддержала, просил ее удовлетворить.
Председатель административной комиссии г.о.Новокуйбышевск Крюкова М.В. (удостоверение <№>) пояснила, что постановление вынесено законно и обосновано, при рассмотрении дела административным органом были исследованы и оценены все указанные в жалобе обстоятельства, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив жалобу и документы к ней приложенные, материалы дела об административном правонарушении, представленного должностным лицом, выслушав представителя ПАО «Ростелеком», председателя административной комиссии г.о.Новокуйбышевск, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт, принятый органами местного самоуправления, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В действующей редакции, то есть в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года №463-Ф3, к вопросам местного значения поселения, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с данными правилами.
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 года №463-Ф3 в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования Федеральным законом от 29 декабря 2017 года №463-Ф3 отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Этим же федеральным законом Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен статьей 45.1, предусматривающей содержание Правил благоустройства территории муниципального образования. Так, Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
- содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
- внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
- проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
- организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
- организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
- размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
- размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
- организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
- обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
- уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
- организации стоков ливневых вод;
- порядка проведения земляных работ;
- участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
- определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
- праздничного оформления территории муниципального образования;
- порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
- осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
Решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 18.10.2017 года №382 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области» (в редакции Решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 30.10.2018г. №524, от 28.03.2019г. №580, от 30.08.2019г.№635) утверждены указанные выше Правила, которые предусматривают комплекс мероприятий, направленных на организацию содержания и благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Правила содержат требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (ч.2 ст. 1 Правил).
Частью 3 статьи 1 Правил предусмотрено, что таковые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 32.1. Правил, собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) осуществляют трудовое и (или) финансовое участие в содержании прилегающих территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 32.2. Правил, границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, имеющим ограждения, определяются по периметру от этих ограждений.
Пунктом 13 части 4 статьи 32.2. Правил, границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам, определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от зданий, строений, сооружений, земельных участков следующих величин: - для иных зданий, сооружений - прилегающая территория в радиусе 5 м. от границ здания, сооружения и до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги).
Пунктом 3 части 8 статьи 32.2 Правил, на прилегающих территориях уполномоченные лица обязаны: в зимнее время обеспечивать условия для безопасного движения пешеходов и транспорта в соответствии с мероприятиями, предусмотренными статьей 26 настоящих Правил.
Статьей 4.28 ч.1 п. «в» Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» установлена административная ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что для привлечения ПАО «Ростелеком» к административной ответственности по ст. 4.28 ч.1 п. «в» Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что 06.02.2021 года, в 12 час. 20 мин. в ходе проведенного обследования территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области установлен факт неисполнения юридическим лицом - Публичным акционерным обществом «РОСТЕЛЕКОМ», ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, обязанности участия в содержании прилегающей территории в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и «Правилами благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области», выразившееся в непроведении мероприятий по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами, а именно на прилегающей территории в радиусе 5 метров от границы нежилого здания с вывеской «РОСТЕЛЕКОМ», определенной ч.2, п. 13 ч.4, ст.32.2. Правил благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск, утвержденных Решением Думы городского о крута Новокуйбышевск №382 от 18.10.2017 года (в редакции Решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 30.10.2018г. №524), расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, пр.Победы, д.23, не проведены работы по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами, тем самым не обеспечены условия для безопасного движения пешеходов, в нарушение ч.1 ст.26, ч.11, ч.12 ст.26, п.3 ч.8 ст.32.2 Правил благоустройства территории городского округа Новокуйбышевск, утвержденных Решением Думы городского округа Новокуйбышевск №382 от 18.10.2017 года (в редакции Решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 30.10.2018г. №524), за что предусмотрена административная ответственность по п. «в» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД от 01.11.2007 года (в ред. Закона Самарской области от 17.02.2021 N 8-ГД), за что предусмотрена административная по ст. 4.28 ч.1 п. «в» Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина ПАО «Ростелеком» полностью подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 11.03.2021 года, составленным уполномоченным должностным лицом и в соответствии с требованиями КоАП РФ; актом проведенного обследования территории от 06.02.2021г., от 08.02.2021г., от 09.02.2021г., от 01.03.2021г., от 03.03.2021г. и прилагаемыми к ним фотоснимками; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иными материалами дела.
Все доводы, указанные представителем ПАО «Ростелеком» в жалобе на постановление о назначении административного наказания <№> от 11.03.2021 года, были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении административной комиссией и им дана надлежащая оценка.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными и представленными в дело об административных правонарушениях доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться - устным замечанием.
Административная комиссия, рассматривая данное дело, пришла к выводу, что вина ПАО «Ростелеком» состоит в том, что Общество не приняло никаких своевременных мер, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности по проведению соответствующего контроля и исполнения Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года, не обеспечило благоприятные и безопасные условия нахождения и передвижения граждан по адресу: г.Новокуйбышевск, пр. Победы, д. 23. При этом административная комиссия указывает, что основания, позволяющие признать совершенное ПАО «Ростелеком» правонарушение малозначительным отсутствуют, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, направленный на защиту прав граждан на благоприятную (комфортную) среду проживания, создание безопасных уловий жизни, обеспечение чистоты и порядка по адресу: г.Новокуйбышевск, пр. Победы, д. 23, что свидетельствует об отсутствии должностного контроля со стороны ПАО «Ростелеком».
Суд соглашается с данными выводами административной комиссии и не усматривает оснований, позволяющих признать совершенное ПАО «Ростелеком» правонарушение малозначительным.
Постановление о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. «в» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО «Ростелеком» в пределах, установленных санкцией п. «в» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о правомерности вынесения административной комиссии г.о. Новокуйбышевск постановления № 69 от 11.03.2021 г. по делу об административном правонарушении, в отношении ПАО «Ростелеком».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление <№> от 11.03.2021 года административной комиссии г.о.Новокуйбышевск Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. «в» ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2017 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», оставить без изменения, а жалобу ПАО «Ростелеком» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья /подпись/ Е.И.Строганкова