Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Хашагульгова Х.Ю.,
при секретаре Мальсаговой М.М.,
с участием представителя истца Коригова М.А.,
представителя МВД России по РИ Коригова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вышегурова С. Х. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Вышегуров С.Х. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел с период с 1996 по 2009 гг. Будучи сотрудником он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. С данным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что заключение ЭКЦ МВД по РИ не может служить доказательством, свидетельствующим о незаконности постановки на учет, поскольку в книгу регистрации протоколов жилищно-бытовой комиссии сотрудников ОБ ДПС ГИБДД МВД Республики Ингушетия, состоявших на учете для получения жилой площади до ДД.ММ.ГГГГ, сведения вносились на основании подлинных протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС ГИБДД МВД. Исходя из указанного, истец просил возложить обязанность на МВД по РИ восстановить его, с учетом членов его семьи, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, однако для защиты своих интересов направил своего представителя по доверенности Коригова М.А., который требования уточнил и просил восстановить истца и членов его семьи, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.12.2002г.
Представитель МВД по РИ Коригов Д.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения явившихся участников гражданского дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 ЖК РСФСР.
Согласно пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2005г., и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России 24.05.2003г. №, закреплено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России (пункт 2).
Согласно Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений», утвержденной приказом МВД РФ от 18.03.2003г. №, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 9).
Жилищно-бытовая комиссия подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10).
Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что истец Вышегуров С.Х. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. Приказом МВД по РИ №_л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы по пункту «б» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции».
Установлено, что в период прохождения службы, ДД.ММ.ГГГГ Вышегуровым С.Х. было подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по РИ было принято решение о снятии Вышегурова С.Х. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ(выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
Свое решение, изложенное в выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовая комиссия МВД по РИ мотивировала тем, что по результатам проверки протоколов жилищно - бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД по РИ датированных с 06.09.2000г. по 25.02.2005г. установлено, что в нижней части протоколов, в графах «председатель» имеются подписи от имени Парчиева Б.А. и Эсмурзиева У.С.; в графах «члены комиссии» имеются подписи от имени Темирханова И.А., Албакова М.М.,, Медова Р.Б.; в графах «секретарь» имеются подписи от имени Шадиевой Э.К. Вышеуказанные подписи утверждены оттисками печати круглой формы: «МВД России, Министерство внутренних дел по <адрес>, Управление ГИБДД, отдельный батальон дорожно - патрульной службы, отдел кадров», визуально схожим с печатью, выданной вышеуказанному подразделению (зарегистрирована 20.11.2007г. в журнале № учета печатей, штампов, факсимиле МВД по РИ, т. 1 графа №).
Проведенным экспертно - криминалистическим исследованием (справка ЭКЦ МВД по <адрес> от 22.04.2019г. №) установлено, что оттиски названной печати нанесены на листы протоколов жилищно-бытовой комиссии ранее печатного текста и имеющихся подписей. Из содержания Приказа МВД России от 14.02.2007г. № «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по <адрес>» следует, что указанное наименование утверждено впервые, а ранее предлог «по» название министерства не содержало. Исходя из изложенного, сделан вывод о том, что данные протоколы не соответствуют времени их фактического изготовления (не ранее февраля 2007 г.).
Согласно представленным Книгам учета сотрудников ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республики Ингушетия, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и протоколов жилищно-бытовой комиссии сотрудников ОБ ДПС ГИБДД МВД по РИ, состоявших на учете для получения жилой площади до 01.03.2005г.
Из содержания указанных книг, являющихся документами строгой отчетности, следует, что в них зарегистрированы протоколы жилищно – бытовой комиссии ОБ ДПС ГИБДД МВД по РИ о признании в том числе и истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и он зарегистрирован как лицо, нуждающееся в жилых помещениях: Вышегуров С.Х. - протокол от 23.12.2002г. №; порядковый №(стр.491 книги).
Пунктом 1.2.3 приказа МВД РФ от 05.01.1996г. № «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», действовавшего до 18.04.2003г., а позднее и положениями приказа МВД РФ от 24.05.2003г. № «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», предусматривается, что сотрудники органов внутренних дел, принятые на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в Книгу учета, которая ведется как документ строгой отчетности по установленной форме.
Таким образом, в соответствии как с ранее действовавшим правовым регулированием, так и в соответствии с действующей нормативной правовой регламентацией, сведения о признании сотрудников органов внутренних дел нуждающимися в улучшении жилищных условий вносятся в книгу учета после принятия жилищно-бытовой комиссии решения, оформленного протоколом.
Поскольку в книгу регистрации протоколов жилищно-бытовой комиссии сотрудников ОБ ДПС ГИБДД МВД Республики Ингушетия, состоявших на учете для получения жилой площади до 01.03.2005г., сведения вносились на основании подлинных протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС ГИБДД МВД, суд приходит к выводу о том, что заключение ЭКЦ МВД по РИ, на которое ссылается ответчик, как и сама выписка, не могут служить доказательствами, свидетельствующими о незаконности постановки истца на учет, следовательно, оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у комиссии не имелось.
При изложенных обстоятельствах, требование истца о восстановлении его и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.12.2002г., является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Вышегурова С. Х. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Вышегурова С. Х. с учетом состава его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: