Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1784/2023 ~ М-759/2023 от 17.03.2023

                             Решение

Именем Российской Федерации

         23 августа 2023 года                                                                       <адрес>

             Магасский районный суд Республики Ингушетии в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,

при секретаре Цичоевой Ф.А.,

       с участием истца Аушева А.А., представителей: ответчика Леймоевой З.Б., Управления Росгвардии по <адрес> Котиевой Л.М.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аушева Або-Муслима Амировича к ФГКУ «УВО ВИГ России по <адрес> (далее – УВО) о признании незаконными действий жилищно-бытовой комиссии Министерству внутренних дел по <адрес> и возложении обязанности по восстановлению на учете для получения единовременной выплаты, а также выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с расчетом состава семьи со дня постановки на учет,

установил:

Мать истца – Цолоева Л. М., проходившая службу в ФГКУ «УВО ВНГ России по РИ», умершая в период прохождения службы в органах внутренних дел, состояла с семьей в составе 3-х человек на учете на получение получения единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилого помещения (далее – ЕСВ). При постановке на учет для получения ЕСВ в жилищную комиссию были представлены жилищные документы, согласно которым Цолоева Л.М. с двумя детьми зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери, общей площадью 70,0 кв.м, жилой площадью 51,1 кв. м. по адресу: РИ, <адрес>, ул. коммунальная, <адрес>., где зарегистрированы и проживают еще 2 человека (мать и брат). На каждого члена семьи приходится по 14 кв. м. (менее 15 кв. м-1). Согласно п. 2 ч.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Цолоева Л.М. была признана нуждающейся в предоставлении ЕСВ. При обновлении жилищных документов и документов о собственности с целью предоставления ЕСВ семье Цолоевой Л.М. членам семьи погибшего (умершего) сотрудника в равных частях в жилищную комиссию предоставлена копия паспорта ее матери, согласно которой она (Цолоева П. А.) зарегистрирована по адресу: РИ, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ МВД было принято решение о снятии Цолоевой Л.М., с семьей в составе 3-х человек, с учета для получения ЕСВ. Данное решение, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ было принято на заседании жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по РИ (далее – ЖК). Как следует из текста данной выписки, основанием для принятия обжалуемого решения для ответчика послужило буквально то, что: «При обновлении жилищных документов и документов о собственности с целью предоставления ЕСВ семье Цолоевой Л.М. (членам семьи погибшего (умершего) сотрудника в равных частях) в жилищную комиссию предоставлена копия паспорта ее матери, согласно которой она (Цолоева П. А.) зарегистрирована по адресу: РИ, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время». Указанные выводы, а также само решение МВД считает необоснованным и незаконным по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит признать незаконными действия ЖК и возложить на Ответчика обязанность по восстановлению его на учете для получения ЕСВ с расчетом состава семьи из пяти человек в размере со дня постановки на учет.

Аушев А.А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Леймоева З.Б. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях.

Котиева Л.М. просила отказать в исковых требованиях.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства дела, установлено следующее.

    Как следует из материалов дела Аушев А.А. и Аушева М.А. являются членами семьи умершей Цолоевой Л.М.

    Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон).

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Положения настоящей части распространяются на членов семьи сотрудников, погибших (умерших) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей. При этом право на единовременную социальную выплату, сохраняется за вдовами до повторного вступления в брак.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 4 Закона ЕСВ предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления ЕСВ сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).

Расчет размера ЕСВ органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Закона (п. 27 Правил).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 кв.м. общей площади жилого помещения - на одного человека; 42 кв.м. общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

В соответствии с п. 3 Правил предоставление ЕСВ в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников членам семьи погибших (умерших) сотрудников.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч.2 ст.4 Закона. В частности, ЕСВ предоставляется сотруднику при условии, что он является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Закона).

Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил).

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ ДД.ММ.ГГГГ N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ ", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ ДД.ММ.ГГГГ N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и наличие или отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

При этом факт проживания до гибели Цолоевой Л.М. с двумя детьми в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери Цолоевой П.А. общей площадью 70,0 кв.м., жилой площадью 51,1 кв.м. по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и проживают еще два человека (мать и брат) не оспаривалось и усматривается из документов, находящихся в том числе в учетно-жилищном деле Цолоевой Л.М.

Вместе с этим, необоснованны доводы ЖК о том, что при обновлении жилищных документов и документов о собственности в жилищную комиссию предоставлена копия паспорта матери Цолоевой Л.М., согласно которой Цолоева П.А. зарегистрирована по адресу: РИ, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время..

Так, с учетом изложенного и того, что Цолоева Л.М. с двумя детьми на момент ее гибели была зарегистрирована и проживала в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери, общей площадью 70,0 кв.м, жилой площадью 51,1 кв.м., то расчет обеспеченности жилой площади на момент гибели Цолоевой Л.М. на каждого члена семьи составлял 14 кв. м. (менее 15 кв. м-1).

Истец в своем иске также просит возложить на Ответчика обязанность по восстановлению его на учете для получения ЕСВ с расчетом состава семьи из пяти человек ссылаясь на то, что при постановке на учет для получения ЕСВ в жилищную комиссию были представлены жилищные документы, согласно которым Цолоева Л.М. с двумя детьми зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери, общей площадью 70,0 кв.м, жилой площадью 51,1 кв. м. по адресу: РИ, <адрес>, ул. коммунальная, <адрес>., где зарегистрированы и проживают еще 2 человека (мать и брат).

Однако требование истца в этой части является несостоятельным, поскольку согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Цолоева Л.М. состояла на учете на получение получения ЕСВ с семьей в составе трех человек.

Абзацем четвёртым пункта 3 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что членам семьи погибших (умерших) сотрудников, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников.

Согласно ч.3 ст.4 Закона ЕСВ предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В соответствии с п.1 ч.4 ст.12 Закона право на социальные гарантии, установленные этим федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Законом в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путём предоставления с учётом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

    Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных ч.2 ст.4 Закона, то есть при нуждаемости в жилом помещении.

При этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учёте для получения ЕСВ на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4 Правил предоставления ЕСВ).

Таким образом, исходя из названных положений, и с учетом истечения года с момента гибели Цолевой Л.М. исковые требования, подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

    Исковые требования Аушева Або-Муслима Амировича к ФГКУ «УВО ВИГ России по <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии и возложении обязанности по восстановлению на учете для получения единовременной выплаты, а также выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с расчетом состава семьи со дня постановки на учет, удовлетворить в части.

    Признать незаконными решение жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВИГ России по <адрес> о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Цолоеву Л. М. с семьей в составе 3-х человек.

Обязать жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВИГ России по <адрес> восстановить Цолоеву Л. М. с семьей в составе трех человек в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со времени постановки на учет.

    Обязать жилищную комиссию ФГКУ «УВО ВИГ России по <адрес> предоставить Цолоевой Л. М. социальную выплату для приобретения жилья в равных частях членам семьи, а также матери сотрудника погибшего (умершего), Цолоевой П. А..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна: Судья

2-1784/2023 ~ М-759/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аушев Або-Муслим Амирович
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РИ"
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Батхиев М-С.К.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Дело оформлено
31.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее