Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-873/2023 ~ М-757/2023 от 28.07.2023

УИД: 66RS0052-01-2023-001049-30

Гражданское дело № 2-873/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухой Лог Свердловская область 19 сентября 2023 года

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Васьковой О.Н.,

при секретаре Махневой Е.А.

с участием:

помощника Сухоложского городского прокурора Лебедевой ФИО13

представителя ответчика – Кононенко ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Ильиных ФИО15., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального заказчика» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

установил:

Сухоложский городской прокурор с учетом уточнения просит признать бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» в части не заключения договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов незаконным; возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с территорий кладбищ.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Сухоложской городской прокуратурой проведен комплекс надзорных мероприятий по обращению с ЕМУП «Спецавтобаза» по вопросу возможных нарушений законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Установлено, что на территории ГО Сухой Лог расположено 16 кладбищ, которые являются собственностью городского округа. ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Восточном административно-производственном объединении Свердловской области. Согласно ответу Администрации ГО Сухой Лог от 03.02.2023 работы по содержанию и вывозу ТКО на указанных кладбищах выполняются МУП «Горкомхоз». Какого-либо договора о вывозе ТКО с территорий кладбищ между ЕМУП «Спецавтобаза», Администрацией ГО Сухой Лог или МУП «Гокромхоз» не заключалось. 15 кладбищ находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования в МКУ «Управление муниципального заказчика». В связи с тем, что между Администрацией ГО Сухой Лог, МУП «Горкомхоз» и ЕМУП «Спецавтобаза» договор на согласованных условиях не заключен, отношения сторон регулируются условиями типового договора. Таким образом, в нарушение действующего законодательства МКУ «УМЗ» не исполнена обязанность по заключению договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз ТКО с территорий кладбищ и не организовано взаимодействие с региональным оператором в рамках типового договора.

Ответчик муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» (далее - МКУ «УМЗ») в письменном отзыве на иск (л.д.150-151) указали, что 15 участков под кладбищами, расположенными на территории городского округа Сухой Лог, переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УМЗ». МКУ «УМЗ» обращалось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Сухой Лог с просьбой передать все земельные участки под кладбищами, расположенными на территории ГО Сухой Лог, на праве хозяйственного ведения МУП «Горкомхоз» в связи с недостаточным финансированием, но был получен отказ.

Третье лицо Администрация городского округа Сухой Лог представила письменные возражения на иск (л.д. 115-118), в котором указали, что в реестре муниципальной собственности содержатся сведения в отношении 16 земельных участков, на которых расположены кладбища: один из них принадлежит на праве постоянного пользования МУП «Горкомхоз», остальные 15 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УМЗ». Мусор с территории городского кладбища вывозится региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» на основании муниципального контракта , заключенного между МУП «Горкомхоз» и ЕМУП «Спецавтобаза».

Третье лицо ЕМУП «Спецавтобаза» представило письменный отзыв на иск (л.д.73-75, 99-100) согласно которому, обращение с отходами от уборки территорий кладбищ, относящихся к ТКО должен осуществлять региональный оператор, а значит, договор подлежит заключению именно с ЕМУП «Спецавтобаза», как единственным поставщиком данной услуги в Восточном административно-производственном объединении Свердловской области. Вместе с тем, ответчик и Администрация ГО Сухой Лог уклоняется от заключения договора с региональным оператором, не идут на контакт для урегулирования вопроса, необходимую информацию не предоставляют. Поскольку заявки от потребителя не поступало, и договор на согласованных условиях заключен не был, отношения между ЕМУП «Спецавтобаза» и ответчиком регулируются типовой формой. Неисполнение требований закона о заключении договора с Региональным оператором, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ухудшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории ГО Сухой Лог, что является недопустимым и подлежит устранению в установленные судом сроки. Просят удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании помощник Сухоложского городского прокурора Лебедева ФИО16 поддержала заявленные требования. Пояснила, что просит возложить обязанность на ответчика МКУ «УМЗ» заключить договор в отношении всех 15 кладбищ. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «УМЗ» в судебном заседании указала, что в срок запрашиваемый прокурором заключить договор не предоставляется возможным. Для заключения договора необходимо оборудовать площадки для размещения контейнеров, запланировать денежные средства, в том числе и на оплату услуг третьего лица. Просила увеличить срок до 9-12 месяцев.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Сухой Лог Ильиных ФИО17. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменном отзыве.

Заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, ЕМУП «Спецавтобаза» обратилось в прокуратуру Свердловской области с заявлением о нарушении законодательства в сфере обращения с ТКО, так как Администрация ГО Сухой Лог уклоняется от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО – вывозу ТКО с территорий кладбищ ГО Сухой Лог (л.д.8-10).

Согласно информационному письму ЕМУП «Спецавтобаза» в адрес Администрации ГО Сухой Лог от 06.04.2023 (л.д.11-12) с 2019 по 2023 годы контракты на вывоз ТКО с кладбищ ГО Сухой Лог не заключались.

25.10.2022 в адрес Администрации ГО Сухой Лог ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.13-33) направлена информация о выявлении в ходе обследования территории ГО Сухой Лог объектов категории «Кладбища» в отношении которых не заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Также просят предоставить сведения об организациях, уполномоченных на содержание кладбищ ГО Сухой Лог. К информации приложены акты обследования и фотографии.

Из ответа на требование прокуратуры следует, что на территории городского округа Сухой Лог расположено 16 кладбищ на следующих земельных участках, находящихся в собственности городского округа Сухой Лог:

- кадастровый , ГО Сухой Лог с.Новопышминское, примыкает к южной границе земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог п.Алтынай, в 70 метрах на север от земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в северо-восточной части села Рудянское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в южной части села Рудянское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , находится примерно в 300м от ориентира по направлению на восток (Городское кладбище), предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МУП «Горкомхоз»;

- кадастровый , от южной границы с.Новопышминское, участок находится примерно в 800м от ориентира по направлению на юг, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ориентир Маханово, участок находится примерно в 300м от ориентира по направлению на юго-восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ориентир Казанка, участок находится примерно в 500м от ориентира по направлению на восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ориентир с.Таушканское, участок находится примерно в 200м от ориентира по направлению на юго-восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в 200м на северо-восток от земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в северо-восточной части с.Знаменское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в южной части деревни Сергуловка, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог д.Сергуловка в 50м на северо-восток от земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , ГО Сухой Лог в 280м на северо-восток от земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;

- кадастровый , Сухоложский район в 270м на юго-запад от земельного участка с кадастровым , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ».

Аналогичные сведения содержатся в выписках из ЕГРН (л.д.68-72, 82-97), выписках из реестра муниципального имущества (л.д.119-134).

09.02.2023 в адрес Администрации ГО Сухой Лог Сухоложским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д.41-44).

Из ответа на требование следует, что содержание мест захоронений по ГО Сухой Лог обеспечивается МУП «Горкомхоз» на основании соглашения о предоставлении субсидий по благоустройству из бюджета ГО Сухой Лог, поэтому с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» договор на вывоз ТКО с кладбищ не заключался. Администрацией дано поручение подведомственным организациям о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» в 2024 году (л.д. 45-46).

МУП «Горкомхоз» с ЕМУП «Спецавтобаза» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по ГО Сухой Лог с кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым (л.д.61-64, 103-112).

Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 указанного Федерального закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. ч. 1, 4 - 5 ст. 24.7 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).

Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8(17) данных Правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен в Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП "Спецавтобаза" в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области.

Обращение с отходами об уборки кладбищ, должен осуществлять Региональный оператор, следовательно, договор подлежит заключению с ЕМУП «Спецавтобаза».

Доказательств того, что МКУ «УМЗ» предпринимало какие-либо меры к устранению нарушений законодательства в сфере вывоза твердых коммунальных отходов, поскольку договор на вывоз ТКО с территорий кладбищ городского округа Сухой Лог не заключен, суду не представлено. Иного не доказано.

С учётом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что МКУ «УМЗ» не выполнило свою обязанность по заключению договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с чем, исковые требования о возложении на МКУ «УМЗ» обязанности заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с земельных участков, на которых расположены 15 кладбищ городского округа Сухой Лог, являются законными и обоснованными.

Обсуждая заявленный прокурором в иске срок проведения мероприятий по устранению нарушения законодательства – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу, что срок для исполнения возложенной на МКУ «УМЗ» обязанности, разумным и достаточным определить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. На основании чего, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального заказчика» (ОГРН ) о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей – удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» в части не заключения договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов незаконным.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с территорий кладбищ городского округа Сухой Лог.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

<данные изъяты>

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области О.Н. Васькова

2-873/2023 ~ М-757/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сухоложский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие «Горкомхоз»
Другие
ЕМУП «Спецавтобаза»
Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика»
Администрация городского округа Сухой Лог
Суд
Сухоложский городской суд Свердловской области
Судья
Васькова Оксана Николаевна
Дело на странице суда
suholozhsky--svd.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее