УИД: 66RS0052-01-2023-001049-30
Гражданское дело № 2-873/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог Свердловская область 19 сентября 2023 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васьковой О.Н.,
при секретаре Махневой Е.А.
с участием:
помощника Сухоложского городского прокурора Лебедевой ФИО13
представителя ответчика – Кононенко ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – Ильиных ФИО15., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального заказчика» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
установил:
Сухоложский городской прокурор с учетом уточнения просит признать бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» в части не заключения договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов незаконным; возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с территорий кладбищ.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Сухоложской городской прокуратурой проведен комплекс надзорных мероприятий по обращению с ЕМУП «Спецавтобаза» по вопросу возможных нарушений законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Установлено, что на территории ГО Сухой Лог расположено 16 кладбищ, которые являются собственностью городского округа. ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Восточном административно-производственном объединении Свердловской области. Согласно ответу Администрации ГО Сухой Лог от 03.02.2023 № работы по содержанию и вывозу ТКО на указанных кладбищах выполняются МУП «Горкомхоз». Какого-либо договора о вывозе ТКО с территорий кладбищ между ЕМУП «Спецавтобаза», Администрацией ГО Сухой Лог или МУП «Гокромхоз» не заключалось. 15 кладбищ находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования в МКУ «Управление муниципального заказчика». В связи с тем, что между Администрацией ГО Сухой Лог, МУП «Горкомхоз» и ЕМУП «Спецавтобаза» договор на согласованных условиях не заключен, отношения сторон регулируются условиями типового договора. Таким образом, в нарушение действующего законодательства МКУ «УМЗ» не исполнена обязанность по заключению договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз ТКО с территорий кладбищ и не организовано взаимодействие с региональным оператором в рамках типового договора.
Ответчик муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» (далее - МКУ «УМЗ») в письменном отзыве на иск (л.д.150-151) указали, что 15 участков под кладбищами, расположенными на территории городского округа Сухой Лог, переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УМЗ». МКУ «УМЗ» обращалось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Сухой Лог с просьбой передать все земельные участки под кладбищами, расположенными на территории ГО Сухой Лог, на праве хозяйственного ведения МУП «Горкомхоз» в связи с недостаточным финансированием, но был получен отказ.
Третье лицо Администрация городского округа Сухой Лог представила письменные возражения на иск (л.д. 115-118), в котором указали, что в реестре муниципальной собственности содержатся сведения в отношении 16 земельных участков, на которых расположены кладбища: один из них принадлежит на праве постоянного пользования МУП «Горкомхоз», остальные 15 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УМЗ». Мусор с территории городского кладбища вывозится региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» на основании муниципального контракта №, заключенного между МУП «Горкомхоз» и ЕМУП «Спецавтобаза».
Третье лицо ЕМУП «Спецавтобаза» представило письменный отзыв на иск (л.д.73-75, 99-100) согласно которому, обращение с отходами от уборки территорий кладбищ, относящихся к ТКО должен осуществлять региональный оператор, а значит, договор подлежит заключению именно с ЕМУП «Спецавтобаза», как единственным поставщиком данной услуги в Восточном административно-производственном объединении Свердловской области. Вместе с тем, ответчик и Администрация ГО Сухой Лог уклоняется от заключения договора с региональным оператором, не идут на контакт для урегулирования вопроса, необходимую информацию не предоставляют. Поскольку заявки от потребителя не поступало, и договор на согласованных условиях заключен не был, отношения между ЕМУП «Спецавтобаза» и ответчиком регулируются типовой формой. Неисполнение требований закона о заключении договора с Региональным оператором, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ухудшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории ГО Сухой Лог, что является недопустимым и подлежит устранению в установленные судом сроки. Просят удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании помощник Сухоложского городского прокурора Лебедева ФИО16 поддержала заявленные требования. Пояснила, что просит возложить обязанность на ответчика МКУ «УМЗ» заключить договор в отношении всех 15 кладбищ. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «УМЗ» в судебном заседании указала, что в срок запрашиваемый прокурором заключить договор не предоставляется возможным. Для заключения договора необходимо оборудовать площадки для размещения контейнеров, запланировать денежные средства, в том числе и на оплату услуг третьего лица. Просила увеличить срок до 9-12 месяцев.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Сухой Лог Ильиных ФИО17. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменном отзыве.
Заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ЕМУП «Спецавтобаза» обратилось в прокуратуру Свердловской области с заявлением о нарушении законодательства в сфере обращения с ТКО, так как Администрация ГО Сухой Лог уклоняется от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО – вывозу ТКО с территорий кладбищ ГО Сухой Лог (л.д.8-10).
Согласно информационному письму ЕМУП «Спецавтобаза» в адрес Администрации ГО Сухой Лог от 06.04.2023 (л.д.11-12) с 2019 по 2023 годы контракты на вывоз ТКО с кладбищ ГО Сухой Лог не заключались.
25.10.2022 в адрес Администрации ГО Сухой Лог ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.13-33) направлена информация о выявлении в ходе обследования территории ГО Сухой Лог объектов категории «Кладбища» в отношении которых не заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Также просят предоставить сведения об организациях, уполномоченных на содержание кладбищ ГО Сухой Лог. К информации приложены акты обследования и фотографии.
Из ответа на требование прокуратуры следует, что на территории городского округа Сухой Лог расположено 16 кладбищ на следующих земельных участках, находящихся в собственности городского округа Сухой Лог:
- кадастровый №, ГО Сухой Лог с.Новопышминское, примыкает к южной границе земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог п.Алтынай, в 70 метрах на север от земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в северо-восточной части села Рудянское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в южной части села Рудянское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, находится примерно в 300м от ориентира по направлению на восток (Городское кладбище), предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МУП «Горкомхоз»;
- кадастровый №, от южной границы с.Новопышминское, участок находится примерно в 800м от ориентира по направлению на юг, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ориентир Маханово, участок находится примерно в 300м от ориентира по направлению на юго-восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ориентир Казанка, участок находится примерно в 500м от ориентира по направлению на восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ориентир с.Таушканское, участок находится примерно в 200м от ориентира по направлению на юго-восток, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в 200м на северо-восток от земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в северо-восточной части с.Знаменское, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в южной части деревни Сергуловка, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог д.Сергуловка в 50м на северо-восток от земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, ГО Сухой Лог в 280м на северо-восток от земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ»;
- кадастровый №, Сухоложский район в 270м на юго-запад от земельного участка с кадастровым №, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком МКУ «УМЗ».
Аналогичные сведения содержатся в выписках из ЕГРН (л.д.68-72, 82-97), выписках из реестра муниципального имущества (л.д.119-134).
09.02.2023 в адрес Администрации ГО Сухой Лог Сухоложским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д.41-44).
Из ответа на требование следует, что содержание мест захоронений по ГО Сухой Лог обеспечивается МУП «Горкомхоз» на основании соглашения о предоставлении субсидий по благоустройству из бюджета ГО Сухой Лог, поэтому с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» договор на вывоз ТКО с кладбищ не заключался. Администрацией дано поручение подведомственным организациям о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» в 2024 году (л.д. 45-46).
МУП «Горкомхоз» с ЕМУП «Спецавтобаза» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по ГО Сухой Лог с кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым № (л.д.61-64, 103-112).
Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 указанного Федерального закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. ч. 1, 4 - 5 ст. 24.7 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(17) данных Правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен в Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП "Спецавтобаза" в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области.
Обращение с отходами об уборки кладбищ, должен осуществлять Региональный оператор, следовательно, договор подлежит заключению с ЕМУП «Спецавтобаза».
Доказательств того, что МКУ «УМЗ» предпринимало какие-либо меры к устранению нарушений законодательства в сфере вывоза твердых коммунальных отходов, поскольку договор на вывоз ТКО с территорий кладбищ городского округа Сухой Лог не заключен, суду не представлено. Иного не доказано.
С учётом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что МКУ «УМЗ» не выполнило свою обязанность по заключению договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с чем, исковые требования о возложении на МКУ «УМЗ» обязанности заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с земельных участков, на которых расположены 15 кладбищ городского округа Сухой Лог, являются законными и обоснованными.
Обсуждая заявленный прокурором в иске срок проведения мероприятий по устранению нарушения законодательства – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу, что срок для исполнения возложенной на МКУ «УМЗ» обязанности, разумным и достаточным определить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. На основании чего, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Сухоложского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального заказчика» (ОГРН №) о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей – удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление муниципального заказчика» в части не заключения договора с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов незаконным.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального заказчика» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с ЕМУП «Спецавтобаза» на вывоз твердых коммунальных отходов с территорий кладбищ городского округа Сухой Лог.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
<данные изъяты>
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова