РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
15.06.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Ишелевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1128/2022 по административному исковому заявлению Бакшандаевой Ларисы Александровны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения иска) просит:
1. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: Самарская область, <адрес> на значение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 486,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 9 152 223 рубля.
2. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения, площадью 369,2 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 6 404 969 рублей.
3. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, Нежилые помещения (1 этаж: комнаты №№ 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22, 23,24,25), назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 141,3 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 2 747 084 рубля.
4. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: помещения магазина, площадью 152,2 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 2 895 524 рубля.
5. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес> назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 345,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 6 031 147 рублей.
6. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения, площадью 277,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 5 834 462 рубля.
7. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, площадью 243,4 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 5 565 261 рубль.
8. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 1018,8 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 12 573 461 рубль.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ему на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.
От представителя административного истца Д.Н. Киргетова, (по доверенности) до начала судебного заседания поступило заявление об отказе от административного иска в части требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, а также рассмотрении уточненного административного иска в свое отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании, представитель административного истца Д.Н. Киргетов просил административный иск удовлетворить.
Определением от 15.06.2022 принят отказ Бакшандаевой Ларисы Александровны от административного иска в части требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № и производство по делу в соответствующей части прекращено.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки", ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти Самарской области, Администрация г.о. Жигулёвск Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
• Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
При таких обстоятельствах и на основании с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", ч. 1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные нежилые помещения принадлежат административному истцу на праве собственности.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2021 на основании приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 25.11.2021 № 2451 и составляет для нежилого помещения:
1. с КН № – 8783165 рублей;
2. с КН № – 7584597,44 рублей;
3. с КН № – 3409937,79 рублей;
4. с КН № – 3479611,62 рублей;
5. с КН № – 9564726,03 рублей;
6. с КН № – 7338261,96 рублей;
7. с КН № – 7300512,83 рублей.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчеты об оценке подготовленные <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на дату оценки:
1. с КН № – 9 152 223 рубля.
2. с КН № – 6 404 969 рублей.
3. с КН № – 2 747 084 рубля.
4. с КН № – 2 895 524 рубля.
5. с КН № – 6 031 147 рублей.
6. с КН № – 5 834 462 рубля.
7. с КН № – 5 565 261 рубль.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено каких-либо замечаний к отчётам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28.04.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Абакумовой Александры Сергеевны удовлетворить.
1. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: Самарская область, <адрес> назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 486,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 9 152 223 рубля.
2. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения, площадью 369,2 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 6 404 969 рублей.
3. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, Нежилые помещения (1 этаж: комнаты №№ 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22, 23,24,25), назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 141,3 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 2 747 084 рубля.
4. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: помещения магазина, площадью 152,2 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 2 895 524 рубля.
5. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес> назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 345,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 6 031 147 рублей.
6. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: нежилые помещения, площадью 277,1 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 5 834 462 рубля.
7. Установить кадастровую стоимость Нежилого помещения, кадастровый номер: №, местоположение: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: часть объекта, площадью 243,4 кв.м., равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2021, в размере 5 565 261 рубль.
Датой подачи административным истцом заявления в суд считать 28.04.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.06.2022.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>