Дело № 2-427/2022
УИД 44RS0023-01-2022-000614-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2022 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при секретаре Врабие О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации Унженского сельского поселения Макаревского района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Макарьевского района Костромской области обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности, указав, что по информации ТОНД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, в ходе которой установлено, что администрацией не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах сельского поселения.
ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области 16.05.2022 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области первичных мер пожарной безопасности на территории поселка Выгорки Макарьевского района Костромской области, вошедшего в перечень населенных пунктов Костромской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию поселка <адрес> до начала пожароопасного периода не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вдоль 46 и 47 выделов 95 квартала, 3 и 6 выделов 110 квартала, 11 и 12 выделов 111 квартала Ануфриевского участкового лесничества ОГКУ «Макарьевское лесничество».
По результатам проверки в администрацию Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области внесено предписание от 16.05.2022 №31/1/1 об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности. Глава администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области по согласованию с прокуратурой Костромской области 18.07.2022 проведена внеплановая выездная проверка исполнения администрацией Унженского сельского поселения предписания от 16.05.2022 №31/1/1.
В ходе проверки установлено, что администрацией указанное предписание не исполнено.
По результатам проверки в администрацию внесено предписание от 18.07.2022 №7/1/1 об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности. Срок устранения требований предписания установлен до 01.10.2022. В отношении главы администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО2 составлен административный протокол по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ. Требования указанного предписания не исполнены по настоящее время.
В соответствии с п.110 Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 21.03.2022 №96-а, <адрес> является одним из таких населенных пунктов.
Ссылаясь на положения Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» прокурор просил возложить на администрацию Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, а именно: создать (обновить) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вдоль <...>
В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Зудина М.Л. исковые требования поддержала, полагала, что заявленный истцом срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда является достаточным.
Представитель ответчика администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В заявлении просил предоставить максимально возможный срок исполнения решения суда.
Представитель третьего лица ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, согласен с мнением помощника прокурора.
Представитель третьего лица ОГКУ «Макарьевское лесничество», в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из абз. 5 ст. 21 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно п. 9 ч. 1, ч.3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. А также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14).
Пунктом 1 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (п.63).
В соответствии с п. 110 Перечня населенных пунктов Костромской области, утвержденного постановлением Администрации Костромской области № 96-а от 21.03.2022 <адрес> сельского поселения Костромской области является населенным пунктом, подверженным угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
Судом установлено, что 16.05.2022 ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по соблюдению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, вошедшего в перечень населенных пунктов Костромской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (л.д. 8-9).
Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, до начала пожароопасного периода в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию поселка Выгорки Макарьевского района Костромской области не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вдоль <...> (л.д. 10-11).
По результатам вышеуказанной проверки администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области выдано предписание №31/1/1 по устранению в срок до 20.06.2022 выявленных нарушений (л.д. 12), глава поселения ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 13).
18.07.2022 в отношении администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан №31/1/1 от 16.05.2022 (л.д. 15-16).
Проверкой установлено, что предписание №31/1/1 от 16.05.2022 в установленный срок не выполнено (л.д. 17-18), выдано повторное предписание №7/1/1 от 18.07.2022 со сроком устранения нарушения требования пожарной безопасности 01.10.2022 (л.д. 19).
Как следует из представленной администрацией Унженского сельского поселения информации от 01.08.2022, противопожарные минерализованные полосы вдоль <...> не созданы, так как выполнить данную работу не представляется возможным ввиду примыкания указанных кварталов к землям лесного фонда ОГКУ «Макарьевское лесничество» (л.д.23).
Данные доводы судом не принимаются, поскольку ответчик не лишен возможности обратиться с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую, о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, с целью создания противопожарных минерализованных полос в порядке, установленном Приказом Рослесхоза от 30.08.2021 № 664.
Исходя из изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области подлежат удовлетворению, т.к. выявленные нарушения требований пожарной безопасности отражены в актах выездных проверок, проверки проведены уполномоченными должностными лицами. Недопустимость наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами обязательными к исполнению на территории Российской Федерации физическими и юридическими лицами.
При определении срока исполнения решения суда, суд учитывает необходимость изменения категории земельных участков, граничащих с землями лесного фонда, а также невозможность проведения работ по обустройству противопожарных минерализованных полос в зимний период, в связи с чем, полагаю возможным предоставить срок исполнения решения суда до 30.06.2023.
Отсутствие минерализованной полосы создает угрозу распространения природных пожаров на территории населенного пункта, а также опасность возникновения лесных и иных природных пожаров, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, тем самым нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 30.06.2023 провести мероприятия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, а именно, создать (обновить) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вдоль <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.З. Вишняков
В окончательной форме решение принято 10.10.2022 года.