Дело № 21-553/2022
Судья: Малыгин Е.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
24 ноября 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Константинова Федора Михайловича на постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 15 июля 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииКонстантинова Федора Михайловича,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 15 июля 2022 года Константинов Ф.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2022 года постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 15 июля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Константинов Ф.М. просит отменить постановление административного органа и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, утверждение судьи о том, что все необходимые дорожные знаки на месте имеются, не соответствует фактам. Дорожных знаков 6.4 и 8.8 «Платные услуги» на парковке не имеется. Полагает, что выводы судьи в решении о том, что «в данном случае речь идет о нарушении требований ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», которая напрямую не связана с ПДД РФ», явно противоречат ПДД РФ.
В судебное заседание Константинов Ф.М., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явился.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно пункту 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары.
Согласно пункту 3.3 Положения о парковках парковки (парковочные места) обозначаются путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки.
В соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г.Чебоксары № 2085 от 24 ноября 2021 года) парковка, расположенная по ул.Сеспеля, д. 8, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут) (парковочная зона 304).
Как следует из представленных материалов, Константинову Ф.М. вменяется в вину размещение 3 июня 2022 года с 13 час. 11 мин. до 13 час. 36 мин. транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого он является, на платной городской парковке по адресу: г. Чебоксары, ул.Сеспеля, д. 8, без осуществления оплаты.
Постановление городской административной комиссии г. Чебоксары вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Страж, идентификатор С20-074, свидетельство о поверке №, действительное до 7 ноября 2023 года.
Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения Константинова Ф.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике. В решении судьи указано, что в данном случае речь идет о нарушении требований ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», которая напрямую не связана с ПДД РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
В силу примечания к ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» под муниципальной парковкой в настоящей статье следует понимать объект благоустройства поселения, муниципального округа, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, муниципального округа, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа.
Платная парковка обозначается дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» и знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, парковочные места на ней обозначаются дорожной разметкой 1.1 Приложения № 2 к Правилам дорожного движения.
Табличку 8.8 «Платные услуги» применяют со знаком 6.4, установленным у парковки, за пользование которой взимается плата, а также с другими знаками для информирования о взимании платы за проезд или какие-либо услуги (п. 5.9.13 ГОСТ Р 52289-2019).
Как следует из представленных материалов, Константинову Ф.М. вменяется в вину размещение транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого он является, на платной парковке без осуществления оплаты.
В соответствии с фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, фиксации правонарушений Страж, идентификатор С20-074, свидетельство о поверке №, водителем размещено указанное выше транспортное средство по адресу: город Чебоксары, улица Сеспеля, дом 8.
Однако из данного фотоматериала с очевидностью не следует, что вышеназванное транспортное средство расположено на платной парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения. Отсутствие соответствующих дорожных знаков подтверждается также схемой дислокации технических средств организации дорожного движения (л.д. 12).
При этом координаты места совершения административного правонарушения, указанные в постановлении административной комиссии, на конкретное парковочное место, где находилось транспортное средство Константинова Ф.М., не указывают (л.д. 22, оборот).
Отклоняя доводы жалобы Константинова Ф.М., судья районного суда указал, что, изучив схему дислокации технических средств организации дорожного движения, предоставленную городской административной комиссией, суд видит, что все необходимые дорожные знаки на месте имеются.
Между тем с указанными выводами согласиться нельзя.
Из схемы дислокации технических средств организации дорожного движения вблизи д. 1Б по ул. К. Иванова следует, что перед въездом на парковку, расположенную напротив д. 8 по ул. Сеспеля г. Чебоксары, установлен дорожный знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки».
Дорожный знак 5.29 обозначает место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.
Согласно схеме на парковке имеется дорожная разметка, а также знак 6.4.17д «Парковка для инвалидов».
Таблички 8.8 «Платные услуги» либо дорожного знака 6.4.2д «Зона платной парковки» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие, что в данной зоне предоставляются платные услуги, указанная схема не содержит.
Из фотоматериалов следует, что вопреки схеме, на ул. Сеспеля, д. 8 г.Чебоксары фактически отсутствует дорожная разметка, разделяющая парковочные места.
Знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» не означает, что парковка является платной, поскольку знаков дополнительной информации не имеет. Следовательно, вывод судьи о том, что знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» имеет табличку «Платные услуги» противоречит материалам дела.
Наличие Информационных щитов с информацией о предоставляемых услугах в отсутствие специальных дорожных знаков и табличек, не свидетельствует о том, что на указанном участке оказываются платные услуги парковки.
Размещение транспортного средства вне специально обозначенного парковочного места на платной парковке не образует состав административного правонарушения, выразившегося в неуплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что транспортное средство размещено Константиновым Ф.М. в зоне платной городской парковки, не имеется.
При этом сведений о нарушении Константиновым Ф.М. иных требований, предписанных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой в материалах дела не усматривается.
Вопреки выводам судьи районного суда, размещение парковок не должно противоречить требованиям ПДД РФ (п. 1.5 постановления администрации г. Чебоксары № 2240 от 18 декабря 2014 года). Организация дорожного движения должна быть очевидна для водителя.
В связи с изложенным, в действиях Константинова Ф.М. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 15 июля 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2022 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенное согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № 5-АД19-86,от 6 февраля 2020 г. № 38-АД20-1.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 15 июля 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииКонстантинова Федора Михайловича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова