№ 2-302/2024
72RS0028-01-2024-000309-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 26 марта 2024 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи: Солодовника О.С.,
при секретаре: Романовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2024 по иску Ялуторовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город Ялуторовск в лице Администрации города Ялуторовска, к Мирюгину Николаю Васильевичу о возложении обязанностей совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования город Ялуторовск в лице Администрации г. Ялуторовска с иском к Мирюгину Н.В. о возложении на Мирюгина Н.В. обязанностей произвести уборку бытовых отходов и строительного мусора (доски, брус, сломанный шифер, двери, бревна, битый кирпич, деревянные оконные рамы после разбора ветхих домов) с территории земельного участка муниципального образования город Ялуторовск Тюменской области, прилегающей к земельному <адрес>: от угла дома <адрес> на протяжении 3 м в сторону проезжей части <адрес>; от угла дома № <адрес> на протяжении 12 м в сторону домовладения <адрес> (л.д.5-10).
Требования мотивированы тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой в рамках надзорных мероприятий выявлен факт несоблюдения требований земельного законодательства, законодательства об отходах потребления, в ходе которой установлено, что ответчик является собственником земельного участка, площадью 500 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> и систематически нарушает правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования г. Ялуторовска, а именно 10 мая 2023 года Мирюгин Н.В. допустил захламление бытовым и строительным мусором (сломанная бытовая техника, доски б/у, поддоны, сломанный шифер, двери б/у, бревна б/у), 30 мая 2023 года захламление бытовым и строительным мусором (доски, брус, сломанный шифер, двери, бревна, битый кирпич, деревянные оконные рамы после разбора ветхих домов), 20 июня 2023 года захламление бытовым и строительным мусором (доски, брус, сломанный шифер, двери, бревна, битый кирпич, деревянные оконные рамы после разбора ветхих домов), 20 сентября 2023 года захламление бытовым и строительным мусором (доски, брус, сломанный шифер, двери, бревна, битый кирпич, деревянные оконные рамы после разбора ветхих домов). Захламление допускалось в отношении городской территории, прилегающей к земельному участку <адрес>, место складирования находилось от угла дома <адрес> на протяжении 3 м в сторону проезжей части <адрес>; от угла дома <адрес> на протяжении 16 м в сторону домовладения 65 ул. Березовая. Постановлениями Административной комиссии г. Ялуторовска от 18 мая 2023 года, 18 июня 2023 года, 29 июня 2023 года, 28 сентября 2023 года Мирюгин Н.В. признавался виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 4.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности. Поскольку допущенные ответчиком нарушения требований действующего законодательства нарушают экологические права неопределенного круга лиц, а также собственника захламленного земельного участка – Администрации г. Ялуторовска, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор Шайкина А.М., представитель истца Администрации г. Ялуторовска Глазунов В.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Мирюгин Н.В. против удовлетворения иска не возражал.
Информация о деле была заблаговременно размещена на официальном сайте Ялуторовского районного суда Тюменской области yalutorovsky.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Административной комиссии № 38 по делу № 36/2023 от 18 мая 2023 года Мирюгин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 2 000 руб. (л.д.30).
Из данного постановления усматривается, что 10 мая 2023 года в 09 час. 13 мин. в ходе мониторинга территории город Ялуторовска Тюменской области специалистами муниципальной инспекции МКУ «Городское имущество» выявлено захламление городской территории, прилегающей к земельному участку <адрес> строительным и бытовым мусором (поломанная бытовая техника, демонтированные (бывшие в употреблении) брус, доски, двери, бревна, поломанные листы шифера, поддоны). Место выявленного захламления (складирования) мусора (отходов производства и потребления): от угла дома № 63 по ул. Березовая в г. Ялуторовске на протяжении 3 м в сторону проезжей части <адрес>; от угла дома <адрес> на протяжении 16 м в сторону домовладения <адрес>
Постановлением Административной комиссии № 38 по делу № 44/2023 от 08 июня 2023 года Мирюгин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (л.д.51).
Из указанного постановления усматривается, что 30 мая 2023 года в 09 час. 03 мин. в ходе мониторинга территории город Ялуторовска Тюменской области специалистами муниципальной инспекции МКУ «Городское имущество» выявлено захламление городской территории, прилегающей к земельному участку № 63 по ул. Березовая в г. Ялуторовске строительным и бытовым мусором (брус, доски, двери, бревна, поломанные листы шифера, битый кирпич, деревянные оконные рамы после разбора ветхих домов). Место выявленного захламления (складирования) мусора (отходов производства и потребления): от угла дома <адрес> на протяжении 3 м в сторону проезжей части <адрес> на протяжении 15 м в сторону домовладения <адрес>.
Постановлением Административной комиссии № 54 по делу № 49/2023 от 29 июня 2023 года Мирюгин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (л.д.71).
Из данного постановления усматривается, что 20 июня 2023 года в 13 час. 57 мин. в ходе мониторинга территории город Ялуторовска Тюменской области специалистами муниципальной инспекции МКУ «Городское имущество» выявлено захламление городской территории, прилегающей к земельному участку <адрес> строительным и бытовым мусором (брус, доски, двери, бревна, поломанные листы шифера, битый кирпич, деревянные оконные рамы, полотна дверей после разбора ветхих домов). Место выявленного захламления (складирования) мусора (отходов производства и потребления): от угла дома <адрес> на протяжении 3 м в сторону проезжей части №; от угла дома № <адрес> на протяжении 12 м в сторону домовладения <адрес>.
Постановлением Административной комиссии № 91 по делу № 85/2023 от 28 сентября 2023 года Мирюгин Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (л.д.99).
Из указанного постановления усматривается, что 20 сентября 2023 года в 10 час. 01 мин. в ходе мониторинга территории город Ялуторовска Тюменской области специалистами муниципальной инспекции МКУ «Городское имущество» выявлено захламление городской территории, прилегающей к земельному участку <адрес> строительным и бытовым мусором (брус, доски, двери, бревна, поломанные листы шифера, битый кирпич, деревянные оконные рамы, полотна дверей после разбора ветхих домов). Место выявленного захламления (складирования) мусора (отходов производства и потребления): от угла дома <адрес> на протяжении 3 м в сторону проезжей части <адрес> по <адрес> на протяжении 12 м в сторону домовладения <адрес>.
Во всех изложенных выше постановлениях имеются ссылки на нарушение Мирюгиным Н.В. подпункта 2.2.4 Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Ялуторовск, утвержденных Решением Ялуторовской городской Думы от 26.04.2012 № 406-V ГД.
На фотографиях, имеющихся в материалах дел об административных правонарушениях, усматривается наличие различного мусора вдоль стенки жилого дома на открытой территории (л.д.25-26, 45, 67, 94).
Их схем размещения бытового и строительного мусора усматривается его размещение на территории общего пользования (л.д.23, 46, 68).
Прокурором в материалы дела представлен акт проверки от 20 февраля 2024 года из которого усматриваются обстоятельства, аналогичные указанным выше, с приложением фотографий (л.д.107-111, 112-115).
Земельный участок, площадью 500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Мирюгину Н.В. (л.д.132-133, 136-137).
В ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – здании по адресу: <адрес> (л.д.135).
Дом <адрес> Тюменской области, площадью 75,1 кв.м, с кадастроым номером 72:26:0306001:1290, расположенный на земельном участке, площадью 600 +/- 86 кв.м, с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Кадыровой Т.А. (л.д.138-139, 140-141).
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, земли, недра, почвы.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно общим требованиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Как предусмотрено пунктами 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Решением Ялуторовского городской Думы от 26.04.2012 № 406-V ГД утверждены Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Ялуторовск, пунктами 2.2., 2.2.4 которых установлено, что Собственники зданий (помещений в них) и сооружений, предприятия и организации, а также собственники, владельцы участков индивидуальной застройки, садоводческих участков (если такая обязанность возложена на указанные предприятия и организации, владельцев участков индивидуальной застройки, садоводческих участков федеральным законом или договором) обязаны не допускать захламления городских, дворовых, придомовых территорий отходами производства и потребления, образования на них несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, строительного и другого мусора, в случае необходимости заключать договоры с соответствующими организациями на вывоз мусора на объекты размещения отходов (в том числе полигоны), оборудованные в соответствии с экологическими и санитарными правилами, либо обеспечивать вынос мусора в специально оборудованные для этих целей места.
В силу статьи 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
При рассмотрении дела по существу достоверно установлено и ответчиком не оспаривается факт неправомерного размещения им на территории общего пользования различных бытовых отходов и строительного мусора.
Доказательств наличия у Мирюгина Н.В. законных оснований к размещению указанных вещей не представлено, при этом ответчик признал факт наличия с его стороны нарушений требований законодательства.
Суд полагает, что в случае несанкционированного размещения отходов вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в не отведенном для этого месте (несанкционированном). Деградация почв, в случае несанкционированного складирования отходов, является очевидной и обуславливается негативным воздействием, оказываемым размещенными отходами на компоненты окружающей среды, невозможностью их функционирования в естественном режиме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик не выполняет должным образом требования действующего законодательства об отходах производства и потребления, чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что ответчиком не предпринимается достаточных мер, необходимых для должного санитарного содержания земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции России и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств обратного не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на ответчика обязанностей произвести уборку бытовых отходов и строительного мусора с территории земельного участка прилегающего к участку, принадлежащему Мирюгину Н.В.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В судебном заседании суда первой инстанции судом на обсуждение был поставлен вопрос о разумности срока исполнения решения суда. Прокурор и представитель Администрации г. Ялуторовска сообщили о разумности такого срока в 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, ответчик указал, что ему достаточно будет одного месяца для того, чтобы убрать весь скопившийся мусор.
Выслушав участников судебного заседания суд полагает необходимым установить срок совершения определенных действий в 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным, с учетом характера допущенных нарушений и сложности их устранения.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации на Мирюгина Н.В. относится государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 72:26:0306001:455, ░ ░░░░░░: ░░ ░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░