Судебный акт #1 (Решения) по делу № 7А-78/2022 от 03.02.2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2022 года № 7а-78/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Цветкова Л.Ю., при ведении протокола помощником судьи Сыроежиной К.К., рассмотрев жалобу защитника Авдонина И.С.Соколова М.В. на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Авдонина И.С.,

установила:

постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2021 года Авдонин И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, защитник Авдонина И.С. по доверенности Соколов М.В. обратился с жалобой в суд, просил постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушения процессуальных требований КоАП РФ, выразившиеся в нерассмотрении ходатайств защитника о вызове свидетелей и объявлении перерыва в судебном заседании для подготовки мотивированного ходатайства об отводе судьи. Указывает, что Авдонин И.С. был задержан на <адрес>, в то время как публичное мероприятие проводилось на <адрес>, что свидетельствует о прекращении Авдониным И.С. участия в таком мероприятии и выполнении требований сотрудников полиции. Полагает, что законных оснований для применения меры обеспечения по делу в виде доставления в отдел полиции не имелось.

В судебном заседании Авдонин И.С., его защитник Соколов М.В. жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Авдонина И.С., его защитника Соколова М.В., свидетеля ФИО1, прихожу к следующим выводам.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ). Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 №№ 1618-О, 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;

4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела, 21 апреля 2021 года в период с 19 часов 30 минут по 20 часов 45 минут на площади <адрес> Авдонин И.С. являлся участником несанкционированного митинга, при этом на законные требования сотрудников полиции прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии не реагировал, продолжая участие в нем.

Факт совершения Авдониным И.С. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 21 апреля 2021 года <адрес>, в котором изложено существо административного правонарушения, рапортом сотрудника полиции – полицейского ОРК и ПО УМВД России по г. Вологде Митенева Н.И., рапортом сотрудника полиции – заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Вологде Чашникова В.П., в которых указано, что 21 апреля 2021 года на площади <адрес> митинг не был санкционирован, сотрудники полиции в целях пресечения несанкционированного публичного мероприятия с помощью специального громкоговорящего устройства информировали граждан о незаконности митинга и необходимости прекратить участие в нем, справкой о просмотре видеозаписи, в которой указано на участие Авдонина И.С. в митинге, несмотря на информирование через громкоговоритель участников публичного мероприятия о незаконности их действий, иными материалами дела.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности Авдонина И.С. в совершении инкриминируемого деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину лица, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.

Вина Авдонина И.С. в совершении административного правонарушения установлена собранными в ходе производства по делу доказательствами, оцененными судьей при вынесении постановления в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Из содержания собранных по делу доказательств и видеозаписи следует, что Авдонин И.С. являлся участником несанкционированного митинга на площади <адрес>, проведение которого не было согласовано с органом местного самоуправления города, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.

Доводы Авдонина И.С. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку он прекратил участие в публичном мероприятии, что подтверждается, в том числе обстоятельством его задержания в месте отличном от места проведения митинга, не нашли своего подтверждения, так из материалов дела видно, что публичное мероприятие проходило на пл. <адрес> в период времени с 19 часов 30 минут по 20 часов 45 минут, Авдонин И.С. был выявлен сотрудниками полиции на <адрес> в 20 часов 50 минут, то есть после окончания публичного мероприятия.

Доводы заявителя о допущенных при производстве по делу существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ также не нашли своего подтверждения.

Так, вопреки доводам жалобы все заявленные в ходе судебного разбирательства ходатайства, были рассмотрены судьей. По смыслу части 2 статьи 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Мотивы отказа в удовлетворении ходатайств приведены в протоколе судебного заседания с соблюдением требований части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, являются убедительными, основания не согласиться с ними отсутствуют.

Утверждение заявителя об отсутствии оснований для применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления, являются необоснованными.

Частью 1 статьи 27.2 КоАП РФ предусмотрено, что доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», лицо может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьями 5.38 и 20.2 КоАП РФ, и (или) административного задержания в исключительных случаях, если без применения указанных мер невозможно выявление совершенного административного правонарушения, установление личности нарушителя, правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение принятого по его результатам постановления.

Из материалов дела видно, что в рассматриваемом случае доставление было обусловлено тем обстоятельством, что без применения этой меры невозможно выявление совершенного административного правонарушения, установление личности нарушителя. В соответствии с частью 2 статьи 27.2 КоАП РФ доставление осуществлено в возможно короткий срок.

Вместе с тем постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2021 года подлежит изменению.

Так из материалов дела видно, что 21 апреля 2021 года в период с 19 часов 30 минут по 20 часов 45 минут Авдонин И.С. являлся участником несанкционированного митинга на площади <адрес>, указанный факт подтверждается в том числе, рапортом сотрудника полиции – полицейского ОРК и ПО УМВД России по г. Вологде Митенева Н.И. (л.д. 5), объяснениями ФИО2, допрошенной в качестве свидетеля и предупрежденной об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 10), рапортом сотрудника полиции – заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г. Вологде Чашникова В.П. (л.д. 14), справкой старшего дознавателя отдела дознания ОП № 1 УМВД России по г. Вологде Ханякиной А.Н. (л.д. 15-16).

Между тем, оспариваемое постановление содержит указание на иное место совершения правонарушения – <адрес> (л.д. 34), указанный адрес является местом выявления Авдонина И.С. сотрудниками полиции, но не местом совершения вмененного правонарушения.

С учетом изложенного постановление в части описания объективной стороны вмененного Авдонину И.С. административного правонарушения подлежит изменению, место совершения административного правонарушения подлежит указанию - <адрес>.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, поскольку иные доводы, изложенные защитником Авдонина И.С. в жалобе, выводы судьи первой инстанции об установленных им обстоятельствах совершения административного правонарушения не опровергают и не могут повлечь отмену постановления.

Место административного задержания не имеет правового значения для состава административного правонарушения.

Наказание Авдонину И.С. назначено в пределах санкции части 5 ст. 20.2 КоАП РФ и чрезмерно суровым не является.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 25 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Авдонина И.С., изменить:

при описании объективной стороны административного правонарушения в описательной части постановления указать, что административное правонарушение совершено Авдониным И.С. по адресу: <адрес>.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Авдонина И.С. Соколова М.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Л.Ю. Цветкова

7А-78/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Авдонин Иван Сергеевич
Другие
Соколов Макар Владимирович
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Цветкова Людмила Юрьевна
Статьи

ст.20.2 ч.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--vld.sudrf.ru
04.02.2022Материалы переданы в производство судье
28.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее