Судья Мокрушин О.А.
Дело № 72-586/2022
УИД 59RS0002-01-2022-001628-35
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 июня 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу М. на решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 06 мая 2022 г., постановление инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 10 февраля 2022 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аскерова Тахира Агадашевича
у с т а н о в и л:
постановлением инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми № 11 от 10 февраля 2022 г. производство по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Аскерова Тахира Агадашевича по факту оставления места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 28 января 2022 г. в 16 часов 45 минут на шоссе Космонавтов, д. 299, в Индустриальном районе г. Перми прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 06 мая 2022 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы потерпевшей М., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, М. просит решение судьи отменить, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения.
В судебном заседании в краевом суде М., извещенная надлежаще, участие не принимала.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении АМ-11, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, и проведении административного расследования послужило оставление водителем А. места дорожно-транспортного происшествия (падение пассажира М. в автобусе Mercedes-benz-0405, государственный регистрационный знак **, под управлением Аскерова Т.А.), имевшего место 28 января 2022 г. в 16 часов 45 минут по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 299.
По окончании административного расследования должностным лицом вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по данному факту на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения в действиях водителя Аскерова Т.А.
При рассмотрении жалобы М. судья районного суда по существу доводы жалобы не рассмотрел, оценку им не дал, ограничившись выводом об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ.
Между тем доводы заявителя жалобы в части не извещения ее о месте и времени рассмотрения дела заслуживают внимания.
Из положений частей 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ следует, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В настоящем случае производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, возбуждено в отношении неустановленного лица по сообщению в уполномоченный орган о получении М. травмы в результате падения в салоне автобуса.
Соответственно, именно М., являясь лицом, права которого затронуты вероятными неправомерными действиями и по сообщению которой возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, обладает правами, предусмотренными статьей 25.2 КоАП РФ.
Из положений частей 3 и 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ следует, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Как следует из материалов дела, при вынесении 31 января 2022 г. определения № 59ОП 055620/АР-11 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, и проведении административного расследования М. разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, вручена копия указанного определения. При этом М. дано согласие на уведомление ее о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством направления SMS-сообщения.
То обстоятельство, что дело прекращено по результатам административного расследования до рассмотрения дела, не свидетельствует об отсутствии обязанности извещения потерпевшего.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Исходя из положений части 6 статьи 28.7, части 1 статьи 28.9 КоАП РФ, по результатам административного расследования при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 названного кодекса, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 названного кодекса.
По смыслу положений приведенных норм потерпевший должен быть извещен органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о проведении административного расследования, его ходе и результатах, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении производства по такому делу. При этом следует учитывать, что условия для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав должны быть созданы на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Невыполнение должностным лицом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении потерпевшего о месте и времени вынесения по результатам административного расследования постановления о прекращении производства по такому делу противоречит положениям приведенных выше норм, свидетельствует о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном случае не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав указанного лица, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым (данная позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2021 г. № 82-АД21-8-К7).
Аналогичные нарушения допущены должностным лицом в отношении Аскерова Т.А., как лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, он не был извещен о вынесении постановления № 11 от 10 февраля 2022 г., а судьей районного суда о рассмотрении жалобы М. на указанное постановление, что влечет нарушение права на защиту лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы М. судьей районного суда данные обстоятельства проверены не были и не получили какой-либо оценки в судебном решении. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление№ 11 инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 10 февраля 2022 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 6 мая 2022 г. не могут быть признаны законными, они подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Пермском краевом суде настоящей жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ истек, направление дела на новое рассмотрение в целях устранения процессуальных нарушений невозможно, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление № 11 инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 10 февраля 2022 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 06 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аскерова Тахира Агадашевича. Отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - (подпись)