Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-60/2022 от 12.01.2022

Дело № 12-60/2022

РЕШЕНИЕ

22 февраля 2022 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием защитника ФИО5ФИО6, действующего на основании доверенности,

представителя Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО7,

помощника Пермского природоохранного прокурора ФИО4,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 11 ноября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

ФИО5, полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что общество владеет на праве собственности 9 нефтеямами для хранения мазута (кадастровый в районе д.Большое Шилово Краснокамского городского округа). Обществом Дата заключен договор аренды четырех земельных участков на срок с Дата по Дата. Выводы об изолированности нефтеям, отсутствии между ними связи, утрате ими сырьевой ценности, наличия угрозы для граждан, отсутствии их охраны должностным лицом сформированы исключительно по результатам изучения публичной кадастровой карты, без выезда на место и без истребования от общества и его должностных лиц каких-либо документов. ООО «Экохимресурс» на земельных участках не осуществляет разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, не проводит строительные, геологоразведочные, мелиоративные, проектно-изыскательские работы, не осуществляет складирование, захоронение промышленных, бытовых и других отходов, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Равно как и отсутствуют доказательства нарушения поверхности почвы, а равно необходимости и возможности восстановления этих земель, в том числе снятие плодородного слоя почвы. Должностным лицом оставлено без должной оценки то обстоятельство, что только в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , их собственником осуществлены необходимые мероприятия по формированию, межеванию, определению их границ, включению в ЕГРН, иные земельные участки не сформированы, в отношении таковых могут быть заключены договоры аренды, так как иные участки, по причине несформированности, не являются объектами гражданских прав и не могут участвовать в гражданском обороте. Обладание на праве собственности 9 нефтеямами не свидетельствует о невыполнении требований по охране почв и не образует объективную сторону вмененного правонарушения. Административным органом не установлен факт снятия верхнего плодородного слоя почвы, результатов исследований, свидетельствующих об этом не представлено. Доказательств наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы действиями общества не представлено, и в ходе производства по делу об административном правонарушении таковое обстоятельство не устанавливалось.

ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Защитник ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что деятельность по откачиванию из нефтеям сырья виде топливного мазута и иных компонентов из хранившейся в ямах нефти осуществляется по настоящее время, обратного административным органом не доказано, факт нарушения плодородного слоя почвы требующего восстановления не установлен, в связи с чем, событие и состав вменяемого правонарушения отсутствует.

Представитель Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО7 в судебном заседании с доводами жалобы ее согласилась, в ходе осмотра установлено, что на нефтеямах №1,2,3,5,6 деятельность не ведется, земельные участки под нефтеямами используются без договоров аренды, Общество не заинтересовано в межевании земельных участков, в связи с чем, земельные участки должны быть рекультивированы и приведены в первоначальный вид.

Помощник Пермского природоохранного прокурора ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, нефтеямы являются обособленными сооружениями, находятся на расстоянии друг от друга, не сообщаются между собой, между ними расположены садовые товарищества и населенные пункты, на право пользования четырех земельных участков под 3 нефтеямами имеются договоры аренды, остальные земельные участки под 6 нефтеямами не сформированы, нефтеямы на указанных земельных участках утратили свою сырьевую ценность и функцию, они не охраняются, не огорожены, что представляет угрозу для людей, из них фактически нефть откачана, ямы заполнены водой, местами видна нефтяная пленка, имеется мусор, произрастают кустарники, данные нефтеямы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, так как стенки нефтеям загрязнены, а сами ямы требуют рекультивации.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Согласно пункту 2 Правил плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам. Нарушение почвенного слоя - снятие или уничтожение почвенного слоя. Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пп. «а», «б» п.4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

Согласно п.5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий

Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п.8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно п.26 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20.09.2021 в 14-00 часов при составлении протокола об административном правонарушении установлено, что 02.08.2021 в Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю поступили материалы проверки Пермской природоохранной прокуратуры.

Природоохранной прокуратурой проанализированы результаты натурного осмотра сооружения – 9 нефтеям для хранения мазута (кадастровый в районе д.Шилово Краснокамского городского округа), которые находятся в собственности ООО «Экохимресурс» (... и приложенные к нему документы.

Из акта обследования Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 06.07.2021 № 15 и фототаблицы следует, что нефть из сооружений практически откачена, нефтеямы заполнены водой, на поверхности которой местами видна нефтяная пленка, на дне находятся донные отложения, представляющие собой нефтезагрязненный грунт, на поверхности нефтеям и земельных участках имеется мусор, на стенках обволовки нефтеям №7,8 имеются следы розлива нефти.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата 9 грунтовых нефтеям для хранения мазута, общей площадью 48269 кв.м по адресу: Адрес находятся в собственности ООО «Экохимресурс».

Дата ООО «Экохимресурс» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Согласно договору аренды земельного участка от Дата Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа предоставлены ООО «Экохимресурс» четыре земельных участка под три из 9 нефтеям (№ 4,8,9) на срок с Дата по Дата.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от Дата директором ООО «Экохимресурс» является ФИО1

Согласно информации от Дата, от Дата предоставленной Комитетом земельных отношений администрации Краснокамского городского округа договор аренды земельных участков под нефтеямами № 1, № 2, № 3, № 5, №6, №7 с ООО «Экохимресурс» не заключался; с заявлением о заключении договора аренды не обращались; земельные участки, используемые под нефтеямы относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ заключается в невыполнении (несвоевременном выполнении) виновным лицом возникших у него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению.

При этом в силу вышеназванных норм обязанность по разработке проекта рекультивации и рекультивации земель наступает в случае осуществления деятельности, которая привела к ухудшению качества земель; в обязательном порядке рекультивации подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «Экохимресурс», директором которого является ФИО1, с 2014 года имеет в собственности 9 нефтеям.

Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению должностному лицу ФИО1 вменяется не выполнение обязанности по разработке проекта рекультивации, а также обязанности по проведению рекультивации земель под нефтеямами №1,2,3,5,6 в течение срока договора аренды на данные земельные участки. Обязанность по разработке проекта рекультивации и рекультивации земель под нефтеямами №4,8,9 не вменяется.

При этом как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела договор аренды земельного участка под нефтеямами №1,2,3,5,6 Обществом не заключался.

Вместе с тем, в силу п.26 Правил проведения рекультивации и консервации земель от 10.07.20418 №800 лица, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, в случае, если произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения (п. «а»); со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель (п. «б»); либо со дня выявления деградации земель (п. «в»).

Согласно п.2 названных Правил "деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Факт деградации и степень деградации почв устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995.

Должностное лицо административного органа при проведении проверки ограничилось осмотром территории и фотофиксацией нефтеям, при этом фактически не установлено и из представленных в судебное заседание документов не усматривается, что деятельность ООО «Экохимресурс», директором которого является ФИО1, привела к деградации, то есть ухудшению качества земель, соответствующие исследования почвы не проводились, доказательств на момент рассмотрения жалобы судом, объективно свидетельствующих о том, что деятельность Обществом по использованию нефтеям по своему назначению завершена и не планируется, не имеется, какая-либо техническая документация на имеющиеся сооружения административным органом не запрашивалась и не исследовалась.

Осмотр территории произведен поверхностно, из представленного акта обследования территории от 06.07.2021 невозможно установить, что деятельность Общества по использованию сооружений (нефтеям) №1,2,3,5,6 прекращена, а осуществляемая им деятельность привела к деградации земель, требующей рекультивации.

Факт того, что само по себе наличие сооружений (нефтеям) привело к загрязнению (деградации) земель, также не установлено.

При этом указанные обстоятельства имеют значение для наступления обязанности по разработке проекта и последующей рекультивации земель, которая наступает в течение установленного пунктом 26 Правил срока, что также административным органом оставлено без внимания, то есть фактически дата и время совершения вменяемого ФИО1 правонарушения не установлена.

То обстоятельство, что земельный участок, на котором расположены сооружения в виде нефтеям (зарегистрированные в собственность в установленном порядке) используется не на законных основаниях, без установления вышеназванных обстоятельств, предметом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ не является.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать принятое по настоящему делу должностным лицом постановление законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с изложенным, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принимая во внимание, что сроки привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы не истекли, постановление о назначении наказания следует отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 11 ноября 2021 года -Д по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 – отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю.

Решение в течение 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

12-60/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Геллер Эдуард Григорьевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Богомолова Л.А.
Статьи

ст.8.7 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
12.01.2022Материалы переданы в производство судье
31.01.2022Судебное заседание
22.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.03.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
15.03.2022Вступило в законную силу
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Дело оформлено
09.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Не определен)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее