Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2017 года г. Губкинский
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Балан А. С.
при секретаре судебного заседания Ушаковой И.Г.,
с участием административного истца Воронова С. Г.,
представителя административного ответчика - отдела судебных приставов по г. Губкинскому Сарыбаевой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-377/2017 по иску Воронова С.Г. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Губкинскому Зеленко С.В., отделу судебных приставов по г. Губкинскому, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к взысканию административных штрафов и исполнительского сбора, провести проверку для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
у с т а н о в и л :
Воронов С. Г. обратился с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Губкинскому Зеленко С. В., ОСП по г. Губкинскому, УФССП России по ЯНАО о признании бездействия незаконным.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Губкинским районным судом, возбуждено исполнительное производство в отношении ООО «Жилкомсервис1» о возложении обязанности произвести измерения изоляции электрооборудования жилого дома; выполнить мероприятия по утеплению переохлажденных покрытий наружных стен дома; установить на придомовой территории урн для сбора мелкого мусора и скребков для очистки обуви; произвести работы по устранению нарушения целостности, окрасочного слоя и деформации отделки стен. Однако в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства требования исполнительного документа должником не выполнены. На протяжении длительного времени ответчиками не приняты меры к исполнению требований исполнительного документа.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлены дополнительные требования о возложении на ответчиков обязанности принять меры к взысканию административного штрафа, исполнительского сбора, возложении обязанности провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ для решения вопроса о привлечении должника к уголовной ответственности.
Судебный пристав-исполнитель Зеленко С. В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил. В возражениях на иск указал, что за неисполнение требования судебного пристава в отношении должника ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В ДД.ММ.ГГГГ должником представлены акты о частичном исполнении требований исполнительного документа в части установки урн и скребков, проведен косметический ремонт мест общего пользования. ДД.ММ.ГГГГ от должника поступили сведения о том, что проведение измерений изоляции электрооборудования запланировано на 2017 год.
Представитель ответчика ОСП по г. Губкинскому Сарыбаева А. С. требования не признала, пояснив, что судебным приставом-исполнителем были приняты все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Представитель УФССП России по ЯНАО Чехонина А. Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя. В возражениях на иск указала, что срок, установленный ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», не является пресекательным, меры по исполнению могут применяться и после его истечения. Само по себе истечение данного срока не свидетельствует о незаконном бездействии судебных приставов, поскольку в течение этого срока ими были приняты необходимые меры, направленные на понуждение должника исполнить требования.
Выслушав пояснения сторон, ознакомившись с возражениями на иск, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, исполнение иных документов в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей во внимание принимается необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Одним из принципов исполнительного производства в силу п. 2 ст. 4 Закона об исполнительном производстве является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Губкинским районным судом ЯНАО, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Зеленко С. В. возбуждено исполнительное производство в отношении должника ООО «Жилкомсервис1» о выполнении требований неимущественного характера:
- произвести измерения изоляции электрооборудования жилого дома <адрес>;
- выполнить мероприятия по утеплению переохлажденных покрытий наружных стен дома;
- установить на придомовой территории дома урны для сбора мелкого мусора и скребки для очистки обуви от снега;
- произвести работы по устранению нарушения целостности, окрасочного строя и деформации отделки стен.
Из материалов исполнительного производства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, в чьем производстве оно находилось, не принято достаточных мер, направленных к понуждению должника исполнить требования неимущественного характера, указанные в исполнительном документе.
Так, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника ООО «Жилкомсервис1» исполнительского сбора, однако, как следует из объяснений представителя ответчика Сарыбаевой А. С., исполнительский сбор так и не был взыскан с должника.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника судебным приставом-исполнителем Зеленко С. В. направлено требование об исполнении возложенных на него обязанностей в десятидневный срок. Ответа на данное требование материалы исполнительного производства не содержат. Каких-либо мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, к должнику принято не было.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника заместителем старшего судебного пристава Сарыбаевой А. С. было направлено аналогичное требование, на которое от должника ООО «Жилкомсервис1» поступил ответ о невозможности выполнения требований в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава Сарыбаевой А. С. вновь направлено требование об исполнении требований исполнительного документа, которое должником осталось без исполнения.
В сообщении ООО «Жилкомсервис1» от ДД.ММ.ГГГГ представитель должника указывает на невозможность исполнить требования исполнительного документа по основания.
К моменту рассмотрения дела требования должником исполнены частично: установлены урны для сбора мелкого мусора и скребки для очистки обуви, произведен косметический ремонт подъезда.
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из того, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Закон об исполнительном производстве наделяет судебного пристава-исполнителя широким кругом полномочий для совершения действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, на понуждение должника к исполнению требований исполнительных документов (ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»), в том числе вызывать стороны исполнительного производства; запрашивать необходимые сведения; проводить проверку по исполнению исполнительных документов; давать поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Каких-либо сведений о том, что судебными приставами-исполнителями были совершены данные действия в целях понуждения должника к своевременному исполнению требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.
Согласно ст. 105 Закона РФ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Материалы исполнительного производства не содержат сведений о том, что судебным приставом-исполнителем давалась какая-либо оценка обстоятельствам и причинам своевременного неисполнения требований должником.
Вместе с тем, закон предусматривает возможность обращения не только сторон исполнительного производства, но и судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа, порядка и способа его исполнения, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
Поскольку на протяжении длительного времени судебными приставами-исполнителями ОСП по г. Губкинскому не принимались какие-либо меры по понуждению должника исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе, при наличии возможности принятия необходимых мер, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия с их стороны.
Согласно Типовому положению о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 21 мая 2013 года № 74 одной из основных задач территориального органа является управление структурными подразделениями (районными, межрайонными и специализированными отделами) и осуществляет свою деятельность непосредственно через структурные подразделения.
К полномочиям территориального органа относятся руководство деятельностью структурных подразделений и осуществление контроля за их деятельностью; обобщение и анализ данных о деятельности структурных подразделений.
Структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемых начальниками отделов – старшими судебными приставами, входят в состав территориального органа ФССП России.
При таких обстоятельствах со стороны УФССП по ЯНАО суд усматривает бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью структурного подразделения – отделом судебных приставов по ЯНАО.
Вместе с тем требования административного иска в части возложения обязанности взыскать административный штраф и провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ удовлетворению не подлежат, поскольку определение и оценка обстоятельств, являющихся основанием для привлечения должника по исполнительному производству к административной ответственности или проведения в отношении него проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ относится к компетенции должностных лиц службы судебных приставов.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию с УФССП России по ЯНАО в доход бюджета муниципального образования город Губкинский.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, статьей 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования Воронова С.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Губкинскому Зеленко С.В., отдела судебных приставов по г. Губкинскому, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Губкинским районным судом о возложении на ООО «Жилкомсервис1» обязанностей совершить действия неимущественного характера.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью структурного подразделения – ОСП по г. Губкинскому.
В остальной части требования административного иска оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу в доход бюджета муниципального образования город Губкинский государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Губкинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2017 года.
Председательствующий Балан А. С.