Дело № 2-314/2024
УИД 22RS0013-01-2023-005050-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Веселовой Е.Г.,
при секретаре Аксеновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» к ФИО8 Сергеевичу, ООО «Филберт» об освобождении имущества от ареста,
У С Т А Н О В И Л:
МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» обратилось в суд иском к Демину А.С. об освобождении жилого помещения (1/5 доли в праве общей долевой собственности) по адресу: <адрес> принадлежащее Демину А.С. от запрета на совершение регистрационных действий, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что жилое помещение по пер. <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Демину А.С. (1/5 доли), Поповой И.С. (1/5 доли), Даньшиной Е.С. (1/5 доли), Деминой С.Г. (1/5 доли), Даньшиной Н.С. (1/5 доли) на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
Демину А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанный многоквартирный дом на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2015 № 518 постановлением Администрации города Бийска от 09.08.2016 № 1706 признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно постановлению Администрации города Бийска от 16.08.2021 № 1441 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением Администрации г. Бийска «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу, реконструкции» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> изъято для муниципальных нужд путем выкупа.
Соглашение об изъятии жилого помещения с предоставлением собственнику возмещения, на основании которого подлежит регистрации переход праваотношении изымаемого жилого помещения, уполномочено заключать МКУ«Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» (далее Управление), на которое постановлением Администрации города Бийска от29.12.2020 № 2437 «Об утверждении регламента взаимодействия структурныхподразделений Администрации города Бийска, реализующих программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда» возложена обязанность по заключению с собственниками соглашений об изъятии жилых помещений в домах путем выкупа, регистрации перехода права собственности в отношении изымаемыжилых помещений (п. 6.11 Регламента).
Регистрации права собственности муниципального образования город Бийск вотношении изымаемого жилого помещения препятствует наличие запретов всовершение регистрационных действий в отношении принадлежащей Демину А.С. 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение, наложенных на основании постановления судебного пристава-исполнителя Восточного отдела судебных приставов г. Бийска и Бийского района ГУФССПI Алтайскому краю № от 12.04.2021.
Отсутствие возможности зарегистрировать право собственности муниципального образования город Бийск в отношении изымаемого у собственника жилого помещения, препятствует собственникам в реализации жилищных прав, вынуждая проживать в непригодном жилом помещении.
Демин А.С. каких-либо мер к освобождению принадлежащего ему жилого помещения от обеспечительных мер не предпринимает.
Целесообразность запрета на совершение регистрационных действии в отношении спорного жилого помещения отсутствует, предоставление Демину А.С., Поповой И.С., Даньшиной Е.С., Деминой С.Г., Даньшиной Н.С. взамен указанной квартиры возмещения позволяет обеспечивает интересы взыскателей в исполнительных производствах в отношении ответчика.
В связи с чем, истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Ответчик Демин А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело без его участия.
Третье лицо Попова И.С., представитель третьих лиц Восточного ОСП г.Бийска и Бийского района ГУ ФССП России по Алтайскому краю, Администрации города Бийска, ООО "Филбрет" о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, указанное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Третьи лица Даньшина Е.С., Демина С.Г., Даньшина Н.С. о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении гражданского дела без их участия, что суд полагает возможным.
Изучив материалы настоящего гражданского дела суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Положениями указанной статьи также предусмотрены действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства.
В п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что «перечень исполнительных действий, приведенный в ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Из сведений, представленных Восточным ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП по Алтайскому краю, следует, что в отношении Демина А.С. на исполнении находится исполнительное производство: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ (взыскатель ООО «Филберт»), в рамках которого вынесено постановление№ от ДД.ММ.ГГГГ о запрете в совершении регистрационных действий в отношении жилого помещения по адресу <адрес>.
Демину А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>, в отношении которого имеются сведения о наложении ограничений прав в виде запрещения регистрации, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
В данной выписке из ЕГРН, а также представленных материалах исполнительного производства содержатся сведения о наложении запрета на совершение регистрационных действий в отношении указанного жилого помещения на основании постановлений судебных приставов-исполнителей Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП по Алтайскому краю о запрете на совершение действий по регистрации в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением Бийского городского суда от 30.06.2022 по делу № удовлетворены требования Администрации города Бийска к Деминой С.Г., Демину А.С., Поповой И.С., Даньшиной Е.С., Даньшиной Н.С. о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии жилого помещения по <адрес> предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 653 817 руб. 64 коп.
Соглашение об изъятии жилого помещения с предоставлением собственнику денежного возмещения, на основании которого подлежит регистрации переход права в отношении изымаемого жилого помещения, уполномочено заключать МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска», на которое постановлением Администрации города Бийска от 29.12.2020 № 2437 «Об утверждении регламента взаимодействия структурных подразделений Администрации города Бийска, реализующих программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда» возложена обязанность по заключению с собственниками соглашений об изъятии жилых помещений в домах путем выкупа, регистрации перехода права собственности в отношении изымаемых жилых помещений (п. 6.11 Регламента).
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).
Как установлено п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1,2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Согласно статье 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости (пункт 7).
Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи (пункт 8).
По смыслу ч.1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием прекращения права собственности на вещь являются, в том числе, гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, т.е. утрата недвижимостью свойств объекта гражданских прав (разрушение объекта), исключающая возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением.
Ч.1 ст. 119 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
В п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержится разъяснение о том, что споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов. Ответчиками по таким искам являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" данный Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В постановлении Правительства Алтайского края от 01.04.2019 N 106 (ред. от 30.12.2021) "Об утверждении краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы" (в ред. Правительства Алтайского края от 23.11.2020 N 502) закреплено, что В постановлении Правительства Алтайского края от 01.04.2019 N 106 (ред. от 30.12.2021) "Об утверждении краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы" (в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 23.11.2020 N 502) закреплено, что одной из основных целей развития страны, установленной указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания. Реализация стратегической задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда позволит осуществить переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Реализация мероприятий программы проводится в том числе по следующим направлениям: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу ч.1-3 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 20.10.2022) "О государственной регистрации недвижимости" основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Одновременно с документом, указанным в ч. 1 данной статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая, что Демину А.С. взамен квартиры, расположенной в аварийном МКД по адресу: <адрес> предоставлено денежное возмещение, последний должен передать муниципальному образованию город Бийск жилое помещение, в котором он проживал ранее и на которое в настоящее время наложены запреты на совершение регистрационных действий, на основании заключенного между сторонами соглашения, а муниципальное образование должно произвести регистрацию права собственности муниципального образования на данное помещение.
Наличие обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего Демину А.С. на праве общей долевой собственности, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, нарушает не только права на обеспечение жилищных условий, но и права муниципального образования город Бийск, так как подобное обременение объективно препятствует реализации всей программы по переселению.
Факт изъятия у должника Демина А.С. жилого помещения для муниципальных нужд в целях дальнейшей реконструкции многоквартирного жилого дома, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания, свидетельствуют об утрате преследуемой судебным приставом-исполнителем цели при установлении запрета на совершение регистрационных действий в отношении квартиры по адресу: <адрес>, поскольку возможности обращения взыскания на данное имущество путем его реализации не имеется.
Вместе с тем, из-за наличия имеющегося обременения истец не может реализовать свои права в части оформления государственной регистрации перехода права собственности, а соответственно, возможности реконструировать признанный аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирный дом <адрес>.
Обращение взыскания на данную квартиру в указанном доме, не может быть произведено, поскольку этот жилой дом подлежит реконструкции в установленном порядке, и такое имущество не должно включаться в гражданский оборот, в том числе, и путем его реализации иным лицам в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателя.
Предоставление ответчику Демину ФИО9 денежного возмещения взамен аварийного и пришедшего в негодность жилья, является защищаемым Конституцией правом гражданина и наложенный запрет на совершение регистрационных действий на жилье, признанное непригодным для проживания, как препятствующий органу местного самоуправления реализовать право гражданина на жилое помещение, пригодное для проживания, подлежит отмене как нарушающий конституционное право каждого гражданина иметь жилище.
Как установлено при рассмотрении дела, в ЕГРН содержатся сведения о наложении запрета на совершение регистрационных действий в отношении указанного жилого помещения на основании постановлений судебных приставов-исполнителей Восточного ОСП <адрес> и Бийского района ГУФССП по Алтайскому краю о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о запрете на совершение действия по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем не отменено в установленном законом порядке, доказательств обратного материалы гражданского дела не содержат, что влечет нарушение прав истца, который не может реализовать свои права в части оформления государственной регистрации перехода права собственности.
При этом требования взыскателей по исполнительным производствам могут быть удовлетворены из получаемых Деминым А.С. денежных средств или иного имущества должника, в отношении которого в рамках исполнительных производств также наложены запреты.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» удовлетворить.
Освободить жилое помещение (1/5 доли в праве общей долевой собственности) по адресу: <адрес> принадлежащее Демину <данные изъяты>), от запрета на совершение регистрационных действий наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП по Алтайскому краю <данные изъяты> от 12.04.2021 по исполнительному производству № <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Веселова
Мотивированное решение составлено 22.01.2024.