Гр. дело №
УИД: 05RS0№-65
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Избербаш 24 августа 2020 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
с участием помощника прокурора г. Избербаш Ахадовой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Сулайбановой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Избербаш Республики Дагестан Гамидова М.Ш., поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №11» г. Избербаш (далее – МКДОУ «Д/с №11»), Администрации городского округа «город Избербаш», к третьему лицу: ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
заместитель прокурора г. Избербаш РД Гамидов М.Ш. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском и в обоснование его указал, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 11 по г. Избербашу и Каякентскому району Республики Дагестан, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном казенном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад №11» г. Избербаш.
В ходе проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 11 по г. Избербашу и Каякентскому району Республики Дагестан, установлено, что в МКДОУ «Д/с №11» допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Так, в ходе проведенной проверки в зданиях и помещениях МКДОУ «Д/с №11» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:
- На объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (нет договора на обслуживание АПС).(Правила противопожарного режима в РФ: п. 63);
- На объекте защиты лица, не прошедшие обучение пожарно-технического минимума допущены к работе (отв. за ПБ). (Постановление правительства РФ № 390 : п. 3);
- На объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.(ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» : ч. 7 ст. 83);
- На объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал.(Правила противопожарного режима в РФ : п. 61);
- На объекте защиты помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 чел., имеет менее двух эвакуационных выходов (со всех групп нет запасных эвакуационных выходов). (СП 1.13130.2009 : п. 5.2.12);
- На объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. (Постановление правительства РФ № 390 : п. 55);
- На объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки. (Постановление правительства РФ № 390: п. 21);
- На объекте защиты допущено изменение направления открывания дверей. (Постановление правительства РФ № 390: п/п ж) п. 36);
Кроме того, по результатам ранее проведенной ОНД и ПР проверки противопожарного состояния, МКДОУ «Детский сад № 11 г. Избербаша», а также заведующая указанного образовательного учреждения Муртузалиева З.О. 11.11.2019 привлечены к административной ответственности в виде предупреждений по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.е. нарушение требований пожарной безопасности.
Несмотря на принятые меры, заведующей МКДОУ «Детский сад № 11 г. Избербаша» Муртузалиевой З.О. по настоящее время нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены.
Таким образом, неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации, спасению на случай пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих указанное учреждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанное образовательное учреждение эксплуатация объекта при наличии?является местом массового пребывания людей, а указанных нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара.
На основании изложенного, просит обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №11» г. Избербаш и администрацию городского округа «город Избербаш».
В судебном заседании помощник прокурора г. Избербаш Ахадова Т.М., поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – заведующая МКДОУ «Д/с №11» Магомедова Р.М. в судебном заседании исковые требования заместителя прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что МКДОУ «Д/с №11» является казенным учреждением, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета ГО «Город Избербаш» на основании бюджетной сметы, а для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает, неоднократные обращения с соответствующими письмами, заявками о выделении необходимых средств в Управление образованием Администрации ГО «город Избербаш» ситуацию не изменили, более того, часть нарушений, перечисленных в иске на дату рассмотрения дела устранены, а именно: она, как заведующая детским садом, а также ее заместитель по АХЧ – ФИО6 в установленном порядке прошли комиссионную проверку знаний по пожарной безопасности; кроме того, организовано проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; заключен договор на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о принятии гражданского дела к своему производству, привлечении соответчика и подготовке дела к судебному разбирательству, Администрация ГО «<адрес>» исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Представитель соответчика – Администрации ГО «<адрес>» по доверенности Курбанов Ш.Т., исковые требования заместителя прокурора не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержав доводы ответчика – заведующей МКДОУ «Д/с №» ФИО8, касательно недостаточности выделяемых из бюджета средств на приведение в соответствие требованиям противопожарной безопасности образовательного учреждения, предоставив письменный ответ Финансового управления ГО «<адрес>», согласно которому на противопожарные мероприятия из местного бюджета управлению образованием <адрес> направлено 3082,3 тыс. руб., а в целом на противопожарные мероприятия на 2020г. по учреждениям образования в бюджете города предусмотрено финансирование из местного бюджета 6 348,1 тыс. руб.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД – дознаватель отделения НД и ПР – государственный инспектор по <адрес> и <адрес> по пожарному надзору, ФИО9, в судебном заседании поддержал заявленные заместителем прокурора исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, не возражал в удовлетворении иска.
Суд, огласив исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В силу пункта 1 ч.2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статей 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из пункта 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1.
Как следует из материалов дела, МКДОУ «Д/с №11» является образовательной организацией, обязанной выполнять требования законодательства в сфере пожарной безопасности.
Согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №130 от 28.10.2019г., проведенной старшим инспектором ОНД и ПР №9 г. Избербаш, Каякентскому, Дахадаевскому, Кайтагскому и Сергокалинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Гусеновым Д.Г., на момент проверки в зданиях и помещениях МКДОУ «Д/с №11 г. Избербаша» действительно выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», перечисленные в исковом заявлении, поданном заместителем прокурора, факт выявления названных нарушений зафиксирован и в Протоколе об административном правонарушении №132 от 28.10.2019г., а также в Постановлении об административном правонарушении №0132 от 11.11.2019г. о привлечении юридического лица - МКДОУ «Д/с №11» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения.
Ответчиком – заведующей МКДОУ «Д/с №11», в материалы дела представлены: копии Удостоверения №226 на имя ФИО5 и Удостоверения № на имя ФИО6, подтверждающие прохождение ими в 2019г. комиссионной проверки знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума согласно должностным обязанностям.
Согласно Акту проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов от 17.08.2020г. комиссией в составе председателя: заместителя по АХЧ ФИО6, ФИО11, ФИО12, ФИО13 было проведено техническое обслуживание и проверка работоспособности внутренних пожарных кранов.
Согласно представленному платежному поручению №232213 от 20.07.2020, МКДОУ «Д/с №11» были выплачены средства ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по РД в сумме 8360 руб. на проведение качества огнезащитной обработки деревянных конструкций согласно договору №8 от 06.07.2020г.
Из копии договора №311/20/Р на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре от 01.07.2020г. и приложенных к нему Сметы и Актов усматривается, что между ООО «ХХХ и К» и МКДОУ «Д/с №11» был заключен указанный договор о выполнении работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в помещениях здания МКДОУ «Д/с №11».
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы ответчика - заведующей МКДОУ «Д/с №11», об устранении части выявленных проверкой нарушений касательно того, что лица, допущенные к работе на объекте прошли обучение пожарно-технического минимума; а также того, что руководителем организации организовано проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Доводы заведующей МКДОУ «Д/с №11» Магомедовой Р.М. и представителя ответчика Администрации ГО «город Избербаш» Курбанова Ш.Т. о недостаточности финансовых средств для соответствующего оснащения и оборудования школ города в соответствии с требованиями противопожарного законодательства, подтверждаются письмом №41 от 10.08.2020г. Финансового управления ГО «город Избербаш», согласно которому на противопожарные мероприятия из местного бюджета управлению образованием г. Избербаш направлено 3082,3 тыс. руб., а в целом на противопожарные мероприятия на 2020г. по учреждениям образования в бюджете города предусмотрено финансирование из местного бюджета 6 348,1 тыс. руб.; а также справкой директора МКУ ЦБ ОУ Магомедовой Б.М. №14 от 21.08.2020, выданной заведующей МКДОУ «Д/с №11» Магомедовой Р.М. о том, что на противопожарные мероприятия, денежные средства в 2019г. не выделялись.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами представителей ответчиков и приходит к выводу о частичном устранении нарушений, перечисленных в иске заместителя прокурора.
При этом, доказательств, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности в остальной части, ответчиками не представлено, так, судом установлено, что на день рассмотрения судом настоящего дела, остались невыполненными требования об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, а именно:
- На объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (нет договора на обслуживание АПС).(Правила противопожарного режима в РФ: п. 63);
- На объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.(ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» : ч. 7 ст. 83);
- На объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал.(Правила противопожарного режима в РФ : п. 61);
- На объекте защиты помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 чел., имеет менее двух эвакуационных выходов (со всех групп нет запасных эвакуационных выходов). (СП 1.13130.2009: п. 5.2.12);
- На объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки. (Постановление правительства РФ № 390: п. 21);
- На объекте защиты допущено изменение направления открывания дверей. (Постановление правительства РФ № 390: п/п ж) п. 36);
Перечисленные нарушения норм и правил пожарной безопасности нарушают права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. МКДОУ «Д/с №13» относится к объектам массового пребывания людей, в том числе малолетних детей, выполнение в ней противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
В связи с изложенным, в указанной части, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения участников процесса и степени опасности данного нарушения суд считает необходимым установить ответчику срок устранения нарушений, обязав МКДОУ «Д/с №11», в лице заведующей Магомедовой Р.М., и Администрацию городского округа «город Избербаш» устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (с заключением договора на обслуживание АПС); систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; обязать руководителя организации организовать проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 чел., оборудовать двумя эвакуационными выходами; организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки; устранить допущенные изменения направления открывания дверей - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора г. Избербаш Республики Дагестан Гамидова М.Ш., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №11» г. Избербаш, Администрации городского округа «город Избербаш», к третьему лицу: ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №13» г. Избербаш, в лице заведующей Магомедовой Р.М., и Администрацию городского округа «город Избербаш» устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (с заключением договора на обслуживание АПС); систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; обязать руководителя организации организовать проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек, оборудовать двумя эвакуационными выходами; организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки; устранить допущенные изменения направления открывания дверей - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путём подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья Исаев И.М.
Мотивированное решение
суда составлено 28.08.2020г.
УИД: 05RS0№-65
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела №.
Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.