Мотивированное решение составлено 10 января 2020 г. Дело № 2-1386/2019
УИД 76RS0021-01-2019-001615-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой О.Б. к администрации Левобережного сельского поселения о признании ошибочной записи в правоустанавливающем документе,
у с т а н о в и л:
Емельянова О. Б. обратилась в суд с иском к администрации Левобережного сельского поселения о признании ошибочной записи в правоустанавливающем документе – договоре дарения от 15.05.1991 г., заключенном между ФИО1. и Емельяновой О. Б. в части передачи в дар имущества в виде жилого дома, вместо верной записи ? доли жилого дома.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора дарения от 15.05.1991 г. Емельяновой О. Б. ее бабушкой ФИО1 была подарена ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Дом был в ветхом состоянии, процент износа составлял 70%. С 1990 г. истица и члены ее семьи состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, ей необходимо подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий. Наличие в собственности истицы иной недвижимости может послужить основанием для снятия с нее и членов ее семьи указанного статуса.
Согласно дубликата договора дарения Емельяновой О. Б. была передана не ? часть дома, а дом целиком. Согласно справке БТИ она является собственником ? доли. Указанная ошибка, допущенная в договоре, препятствует ей воспользоваться правом на признание жилого помещения непригодным для проживания.
В судебном заседании истица Емельянова О. Б. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что ее бабушка ФИО1 являлась собственником жилого <адрес>. В 1982 году она продала ? долю данного дома своей сестре – Соловьевой Е.М. В 1991 году ФИО1 подарила истице принадлежащую ей на праве собственности ? долю жилого дома. Фактически дом состоит из двух жилых помещений, одна половина дома находилась в пользовании семьи истицы, а второй половиной дома пользовалась семья Мельниковой Т.В.
Представитель ответчика – администрации Левобережного сельского поселения, будучи надлежаще извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Мельникова Т. В. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что ее бабушка Соловьева Е.М. купила у своей сестры ФИО1 ? долю указанного жилого дома. ФИО1 оформила этот дом на себя, о чем другим известно не было. В 1991 году ФИО1 подарила своей внучке Емельяновой О.Б. принадлежащую ей ? долю жилого дома, но в договоре дарения был указан весь дом. В 1992 году Соловьева Е. М. подарила ей принадлежащую ей ? долю указанного жилого дома. До настоящего времени она Мельникова Т. В. является собственником ? доли жилого дома, а собственником второй ? доли жилого дома является Емельянова О.Б. Полагала, что в данном договоре дарения между Емельяновой О. Б. и ФИО1 допущена ошибка в указании доли жилого дома.
Третьи лица - Ярославское отделение Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» Тутаевский филиал, Межмуниципальный отдел по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области, администрация ТМР, Соловьева Е.М., надлежаще извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 ст. 549 ГК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно договору купли-продажи от 10.09.1982 г. ФИО1 продала Соловьевой Е. М. ? часть домовладения, состоящее из ? части деревянного дома, находящегося в <адрес>.
В соответствии с договором дарения от 15.05.1991 г. ФИО1 подарила Емельяновой О. Б. дом, находящийся <адрес>. Истицей суду представлен также дубликат указанного договора дарения аналогичного содержания.
По договору дарения от 04.11.1992 г. Соловьева Е. М. подарила Мельниковой Т. В. принадлежащую ей на праве собственности ? долю деревянного бревенчатого дома, находящегося <адрес>. Указанное домовладение принадлежало Соловьевой Е. М. на основании записи в похозяйственной книге <данные изъяты> сельского совета Тутаевского района Ярославской области за № кн. №.
Согласно представленным администрацией Левобережного сельского поселения выпискам из похозяйственной книги № за 2017-2021 годы, Емельянова О. Б. является владельцем ? жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а Мельникова Т. В. – ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со справками Тутаевского производственного участка Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаирзация-Федеральное БТИ» от 02.09.2019 г. и от 05.11.2019 г. Емельянова О. Б. и Соловьева Е. М. являются собственниками каждая по ? доле жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта указанного жилого дома усматривается, что он фактически разделен на две половины, каждая из которых представляет собой отдельное жилое помещение.
Указанные обстоятельства сторонами, а также третьим лицом Мельниковой Т. В. в судебном заседании не оспаривались.
Таким образом, суд полагает установленным, что ФИО1 подарила по договору от 15.05.1991 г. Емельяновой О. Б. ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее другая половина была продана ФИО1 Соловьевой Е. М., которая, в свою очередь, впоследствии подарила ее Мельниковой Т. В.
Емельянова О. Б. является собственником ? доли указанного жилого помещения, что позволяет суду сделать вывод о том, что в договоре дарения, заключенном между ФИО1. и Емельяновой О. Б. 15.05.1991 г. была допущена ошибка в части указания передачи в дар дома (полностью), поскольку в действительности ФИО1 подарила Емельяновой О. Б. по казанному договору лишь ? долю дома.
Данная ошибка препятствует реализации истицей ее права состоять на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем подлежит исправлению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Емельяновой О.Б. удовлетворить.
Признать ошибочной запись в правоустанавливающем документе – договоре дарения от 15.05.1991 г., заключенном между ФИО1 и Емельяновой О.Б., в части указания передачи в дар жилого дома, находящегося <адрес>
Установить, что ФИО1 была подарена Емельяновой О.Б. ? доля указанного жилого дома.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д. М. Бодров