Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-71/2023 от 15.05.2023

Судья Чекате О.Д. дело № 12-71/2023

(№ 5-123/2023, 5-124/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2022 года в городе Сыктывкаре жалобу главного государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Черных Александра Сергеевича на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Воркутауголь»,

установил:

главным государственным инспектором Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Черных А.С. 18 апреля 2023 года составлены протоколы об административном правонарушении <Номер обезличен> по факту совершения Акционерным обществом «Воркутауголь» (далее – АО «Воркутауголь», Общество) правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы административных дел в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Постановлением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года АО «Воркутауголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей с применением положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением судьи, главный государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Черных А.С. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судом норм процессуального права просит об отмене постановления суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае подлежат применению требования части 1 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания за каждое совершенное административное правонарушение.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, учитывая надлежащее извещение участников производства по делу об административном правонарушении, явку которых обязательной не нахожу, в соответствии со статьями 25.1, 25.4, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц и прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

Конструирование и изготовление транспортных машин с дизельным приводом (напочвенных дизелевозов и подвесных монорельсовых дорог) в исполнении РВ для угольных шахт, опасных по газу или пыли предусмотрено Нормами безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт РД 05-311-99, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 30 сентября 1999 года № 71.

Согласно пункту 1.2 указанных Норм транспортные машины с дизельным приводом и комплектующее оборудование должны соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию в рудничном взрывозащищенном исполнении. На транспортных машинах с дизельным приводом должны устанавливаться малотоксичные взрывозащищенные дизельные двигатели.

Требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, безопасность технологических процессов, направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и обеспечивают готовность угледобывающих организаций к локализации и ликвидации последствий аварий предусмотрены Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 08 декабря 2020 года № 507.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <Дата обезличена> в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности АО «Воркутауголь», эксплуатирующим объект повышенной опасности – ... находящимся по адресу: <Адрес обезличен>, установлено, что ...

В ходе указанных мероприятий также установлены следующие нарушения требований промышленной безопасности, представляющие непосредственную угрозу жизни или здоровью людей:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 18 апреля 2023 года в отношении АО «Воркутауголь» уполномоченным должностным лицом двух протоколов об административных правонарушениях <Номер обезличен>, соответственно, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенных АО «Воркутауголь» правонарушений подтверждаются совокупностью собранных в материалах дела доказательств, получивших правильную оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: протоколами об административных правонарушениях <Номер обезличен> от 18 апреля 2023 года, протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов <Номер обезличен> от 17 апреля 2023 года; предписанием <Номер обезличен> от 17 апреля 2023 года; свидетельством о регистрации <Номер обезличен>; уведомлением об устранении нарушений и иными материалами дела.

Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения последним вмененных правонарушений.

Действия АО «Воркутауголь» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении АО «Воркутауголь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обращаясь с жалобой на принятое судьей Воркутинского городского суда Республики Коми постановление, должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях, настаивает на том, что судья городского суда ошибочно применил положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение о соединении протоколов об административном правонарушении <Номер обезличен> от 18 апреля 2023 года судья городского суда исходил из того, что должностным лицом надзорного органа в рамках проведения одного контрольного мероприятия выявлено два нарушения, допущенные АО «Воркутауголь», эксплуатирующим объект повышенной опасности – шахта угольная «Воргашорская», ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Статьей 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется: а) уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности; б) на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, - подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти.

Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: требований к безопасному ведению работ, в том числе требований, связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах; требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах; требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности; требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах; лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Организация и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, не применяются положения пунктов 5 - 11 настоящей статьи.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся следующие профилактические мероприятия: а) информирование; б) обобщение правоприменительной практики; в) объявление предостережений; г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за пять лет; д) консультирование.

На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Под постоянным государственным контролем (надзором) в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора), указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах (часть 1 статья 97 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Вопреки доводам жалобы, 17 апреля 2023 года главным государственным инспектором Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Черных А.С. было проведено контрольное (надзорное) мероприятие (проверка) в рамках постоянного государственного контроля (надзора).

Учитывая, что в рассматриваемом случае в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности выявлено два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью статьи, а именно частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о назначении АО «Воркутауголь» одного административного наказания по выявленным двум административным правонарушениям с учетом требований части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 9.1 названного Кодекса в размере 250 000 рублей.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Иных доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность выводов судьи, жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.    

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Воркутауголь», оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Черных Александра Сергеевича - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья - Н.Ю. Санжаровская

12-71/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Воркутауголь"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
15.05.2023Материалы переданы в производство судье
24.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее