Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего, судьи Саая В.О., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к ФИО2 о взыскании денежных средств по социальному контракту
установил:
истец обратился с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и ответчиком заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно деятельность в области права, на основании которого последней выделены денежные средства в размере 350 000 руб. Между тем, ответчик, получив единовременную материальную выплату в размере 350 000 руб., до настоящего времени условия социального контракта не выполнил, отчет о затратах не представил.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия о предоставлении отчета либо о возврате денежных средств, однако ответчик требования истца добровольно не исполнила.
Просит взыскать с ответчика в бюджет Республики Тыва в лице Министерства труда и социальной политики Республики Тыва единовременную денежную выплату в размере 350 000 руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ отменено заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к ФИО2 о взыскании денежных средств полученных по социальному контракту.
Представитель истца, третьего лица ГКУ «Центра занятости населения Республики Тыва» ответчик, не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем дело рассматривается без их участия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 8 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 №1153 ВХ-1 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
В соответствии с Положением об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета, утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 26.02.2021 №90, источником финансового обеспечения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с настоящим Положением являются средства республиканского бюджета Республики Тыва и субсидия из федерального бюджета, предоставляемая республиканскому бюджету Республики Тыва в целях софинансирования расходных обязательств Республики Тыва по оказанию социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п.1.2); Основными принципами реализации оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер ее оказания, обеспечение дифференцированного подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения, концентрация ресурсов на оказание государственной социальной помощи реально нуждающимся гражданам (п.14); Мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, являются, в частности, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пп. «б» п.1.5).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, а именно деятельность в области права.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в лице министра ФИО5 и ФИО2 заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с которым ответчику выделены денежные средства в форме субсидии в размере 350 000 руб. Срок действия контракта определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.3 социального контракта установлены обязанности заявителя, в том числе представить в центр занятости населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также отчетные документы, подтверждающие факт получения и факт оплаты гражданином образовательного курса, если это предусмотрено программой социальной адаптации (п. «б»); приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначенной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в центр занятости населения подтверждающие документы (п. «в»); возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (п. «г»); ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме, установленной центром занятости населения, с приложением документов, подтверждающих исполнение (п. «д»); возвратить денежные средства, полученные на реализацию настоящего социального контракта в случае установления уполномоченным органом фактов необоснованного получения или нецелевого использования в порядке и сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами Республики Тыва, регулирующими порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. «м»).
Программой социальной адаптации установлен срок предоставления отчета о целевом использовании средств: апрель 2023 года, ежемесячное информирование в течение срока действия контракта и 1 год после окончания срока.
Ответчик получил единовременную материальную выплату в размере 350 000 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о необходимости предоставить отчетные документы в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения уведомления.
ФИО2 в обоснование своих возражений против иска предоставила накладную № ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении стеллажа офисного, кресла офисного, стола письменного, стула в общей сумме 59 300 рублей; товарный и кассовый чек № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лайн» на приобретение проектора за 76 323 рублей; кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО МВМ на приобретение ноутбука в сумме 140 399 рублей; товарный и кассовый чеки ООО «ДНС Ритейл» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 45 097 рублей; договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды нежилого помещения по адресу: <адрес> под офис сроком на 11 месяцев, с арендной платой 50 000 рублей ежемесячно, заключенный между ФИО7 и ФИО2
Суд оценил по правилам ст.67 ГПК РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности каждое вышеприведенное доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и признает их достаточными для рассмотрения дела по существу.
Таким образом, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и, установив, что ФИО2 приобретено все необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, осуществляется заявленная деятельность, что свидетельствует о ее заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», истцом не доказан факт недобросовестного поведения ФИО2 по использованию предоставленных ей в качестве социального пособия денежных средств, доказательств, что предоставленное ответчику социальное пособие используется не по целевому назначению, либо что приобретенное ответчиком оборудование используется в иных, не предусмотренных социальным контрактом, целях в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту с ФИО2 в пользу истца.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (ИНН 1701052697) к ФИО2 № о взыскании денежных средств по социальному контракту оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья В.О. Саая
Мотивированное решение составлено 17 июня 2024 года.