Судья Команджаев Д.А. № 21-1/2024 (21-33/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 18 января 2024 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственности «Водоканал Лагань» (далее - ООО «Водоканал Лагань») Дотчаева В.Г. на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства № 180 от 21 августа 2023 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г.,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства № 180 от 21 августа 2023 г. генеральный директор ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2023 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, генеральный директор ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г. просил отменить указанные акты и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Указал, что обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, является факт неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств такого неблагоприятного воздействия, в частности результатов проб воды, экспертных исследований, полагал, что состав административного правонарушения отсутствует. Также указал, что показания в качестве свидетеля начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Краденова Ю.А. не могли быть приняты в качестве доказательства по делу ввиду заинтересованности данного лица в исходе дела в силу занимаемой должности.
В судебное заседание генеральный директор ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г., его защитник Салдысов А.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - главный государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Надяев Н.У. просил в удовлетворении жалобы отказать, сославшись на доводы письменных возражений. Полагал, что сам по себе факт забора Обществом воды свидетельствует о воздействии на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Полагал, что ООО «Водоканал Лагань» своей деятельностью вторгается в целостность окружающей среды и оказывает на нее негативное воздействие. Ссылаясь на изложенное, указал на наличие в действиях Дотчаева В.Г. состава инкриминируемого административного правонарушения.
Северо-Каспийский межрайонной природоохранный прокурор Рожков О.О., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил оставить обжалуемые акты без изменения, жалобу генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. – без удовлетворения. В обоснование возражений указал, что ООО «Водоканал Лагань» не согласовало с уполномоченным государственным органом хозяйственную деятельность по эксплуатации водозаборного сооружения по забору (изъятию) водных ресурсов, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду обитания. По данному факту природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора Общества внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства от 04 июля 2023 г. № 02-05-2023/118, однако меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Полагал, что виновность генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. доказана, обжалуемые акты вынесены законно.
В порядке пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судья признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников производства по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы и письменных возражений на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ установлена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).
В силу положений статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которым определены меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
К таким мерам относится установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений (пункт «д» пункта 2 Положения).
Согласно пункту 2 Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, которые обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
В силу пункта 18 данных Требований при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем забора воды и другие), согласованные специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.
Правительством Российской Федерации в постановлении от 30 апреля 2013 г. № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласно которым территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование, в том числе, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил юридические и физические лица для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, выражается, в частности, в действиях или бездействии, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно материалам дела, Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Водоканал Лагань» законодательства об охране и использовании водных биологических ресурсов.
В ходе проверки установлено, что ООО «Водоканал Лагань» осуществляется забор воды на станции I подъема Хар-Хол путем забора (изъятия) насосной станцией воды из Красинского водохранилища.
Данная деятельность осуществляется ООО «Водоканал Лагань» на основании договора водопользования № 47 от 02 июля 2021 г., заключенного между Обществом и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на срок - с 02 июля 2021 г. по 02 июля 2026 г.
В соответствии с пунктом 8 заключенного договора ООО «Водоканал Лагань» обязалось осуществлять водохозяйственную деятельность и принять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Между тем по информации Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от 5 июня 2023 г., от 13 июля 2023 г. ООО «Водоканал Лагань» не согласовало с данным государственным органом осуществление деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и установке рыбозащитных устройств.
04 июля 2023 г. природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора Общества внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства № 02-05-2023/118, однако меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Уставу ООО «Водоканал Лагань», утвержденному решением Общего собрания членов Общества № 1 от 13 мая 2020 г., генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, принимает решения по всем вопросам его деятельности, кроме тех, которые входят в компетенцию Общего собрания членов Общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. к административной ответственности по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы поданной Дотчаевым В.Г. жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях лица объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения.
Совокупность исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с требованиями статьей 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов нижестоящих инстанций, материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на недоказанность факта оказания неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания в результате осуществляемого забора воды, в том числе в связи с наличием в месте водозабора рыбозащитного устройства в виде оголовка, подлежит отклонению как несостоятельная.
Так, согласно представленному в материалы дела административного органа письму Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства, Красинское водохранилище относится не просто к водным объектам, а к водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории, оно является путем миграции, местом нагула, зимовки и нереста ценных и промысловых видов рыб, а также местом ската отнерестившихся производителей и молоди рыб.
В связи с этим в силу вышеизложенных требований закона ООО «Водоканал Лагань» было обязано до осуществления деятельности по забору (изъятию) воды с использованием насосной станции из вышеназванного водохранилища предоставить в названное территориальное управление Росрыболовства наряду с проектной документацией (программой планируемых работ), обосновывающей осуществление такой деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Вместе с тем, данных об исполнении такой обязанности ООО «Водоканал Лагань» не представлено, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в установленном действующим законодательством порядке не приняты, в том числе в виде в виде установки в месте водозабора рыбозащитного устройства не приняты.
Представленный в материалы дела паспорт рыбозаградителя «РОП-175» об обратном не свидетельствует. В частности, на запрос Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратуры о предоставлении акта установки (ввода) указанного Обществом рыбозащитного устройства (за исх. № 02-01-2023/3 от 06 июня 2023 г.) ООО «Водоканал Лагань» такой документ не представило. Не был представлен документ об установки рыбозащитного устройства и в суды. А потому, при таком положении нет оснований считать доказанным факт его установки и использования.
Допрошенный в судебном заседании от 01 ноября 2023 г. в качестве свидетеля начальник отдела предупредительного надзора и охраны среды обитания водных биологических ресурсов Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Краденов Ю.А. пояснил, что осуществляемая хозяйствующими субъектами деятельность, в том числе ООО «Водоканал Лагань», по забору воды из водохранилища оказывает неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, поскольку в результате процесса забора водных ресурсов происходит полное изъятие икры водных биоресурсов и их кормовой базы: фитопланктона, зоопланктонаиихтиопланктона.
Основания сомневаться в достоверности показаний указанного должностного лица административного органа отсутствуют. Так, в ходе судебного разбирательства последний был предупрежден судьей об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ; каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для оговора, личной неприязни к лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не установлено. То обстоятельство, что названное лицо занимает должность начальника отдела предупредительного надзора и охраны среды обитания водных биологических ресурсов Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства, само по себе о его заинтересованности в исходе рассматриваемого дела об административном правонарушении не свидетельствует.
Из имеющегося в материалах дела сообщения ООО «Водоканал Лагань» исх. № 152 от 13 июня 2023 г., адресованного в орган природоохранной прокуратуры, видно, что при заборе воды из Красинского водохранилища Обществом используется насосная станция, оснащенная двумя насосами марки К-150-315А производительностью 315 м3/ч и одним дренажным насосом марки СМ 16/25 производительностью 16 м3/ч, что позволяет прийти к выводу о достаточно высокой мощности применяемого при водозаборе оборудования.
Учитывая установленные по делу вышеприведенные фактические обстоятельства, подтвержденные совокупностью представленных в дело доказательств, факт оказания деятельностью ООО «Водоканал Лагань» в виде забора воды с использованием насосной станции из Красинского водохранилища неблагоприятного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания в отсутствие согласованных с Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не вызывает сомнений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм КоАП РФ.
Административное наказание назначено Дотчаеву В.Г. в минимальных пределах санкции части 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не допущено.
При таких обстоятельствах снований для отмены обжалуемых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, их изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства № 180 от 21 августа 2023 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. оставить без изменения, жалобу последнего без удовлетворения.
Судья Г.В. Панасенко