Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2023 г. пос. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,
при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Шакирова Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №13 «Солнышко» о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №13 «Солнышко», в котором просит возложить на администрацию Лежневского района Ивановской области обязанность в срок до 31.12.2023 включить средства на оборудование детского сада индукционными петлями; обязать МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» оборудовать учреждение индукционными петлями.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района в июне 2023 г. проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
В рамках проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности, ст. 14.1 Федерального Закона №181-ФЗ у Учреждения в помещении, предназначенных для проведения массовых мероприятий, не имеется индукционных петель.
Должностными лицами Учреждения достаточные меры по организации доступной среды для несовершеннолетних граждан и взрослых, являющихся, в том числе инвалидами, не приняты, что противоречит требованиям законодательства о социальной защите инвалидов.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» 15.06.2023 внесено представление, которое рассмотрено.
Согласно информации МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» от 26.06.2023 фактически индукционные петли не установлены. Подана заявка на выделение денежных средств на приобретение индукционных петель. Фактически нарушения не устранены.
Бездействие администрации МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» создает угрозу жизни и здоровья обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.
В заявлении об уточнении исковых требований, истец просит обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование оснащения МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» индукционной петлей в срок до 31.12.2024; обязать МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» оборудовать здание учреждения индукционной петлей в срок до 31.12.2024.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Шакиров Р.Т. поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Аксенова О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, в отзыве на исковое заявление согласилась с заявленными исковыми требованиями, оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель ответчика МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от заведующей МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» Казанцевой Н.С. поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив позицию ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Так, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из принципов в сфере государственной политики и правом регулировании в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной форме деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определена социальная защита инвалидов, а именно – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, реабилитация инвалидов -
система и процесс полного или частичного восстановления способностей
инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более
полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимыхусловий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В силу ст. 15 данного Федерального закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 3.1 названного Закона, в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или иной области.
В силу ст. 14.1 Федерального закона № 181-ФЗ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
При этом порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).
Так, Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.
Указанный Порядок обеспечения условий доступности определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организацинно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Пунктами 3,4 Порядка обеспечения условий доступности определены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Так, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка соблюдения прав инвалидов в МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко».
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм у Учреждения в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, не имеется индукционной петли.
15.06.2023 заведующей МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» Казанцевой Н.С. прокурором Лежневского района Ивановской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
В ответе на представление прокурора заведующая МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» Казанцева Н.С. сообщает, что в районный отдел образования подана заявка на выделение денежных средств для устранения нарушения. На завхоза Р.И., ответственное лицо за материально-техническое обеспечение организации, наложено дисциплинарное взыскание (замечание) за ненадлежащее исполнение требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Данные факты не оспариваются ответчиками и подтверждаются материалами гражданского дела.
В материалы дела предоставлен Устав МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко», юридический адрес: Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, ул. Пионерская, д.3, фактический адрес: Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, ул. Пионерская, д.3; Ивановская область, Лежневский район, с. Кукарино, д. 23.
Согласно п. 1.5 Устава, учредителем и собственником имущества ДОО является муниципальное образование Лежневский муниципальный район Ивановской области. Функции и полномочия учредителя ДОО в соответствии с федеральными законами и законами Ивановской области, нормативно-правовыми актами Лежневского муниципального района осуществляет администрация Лежневского муниципального района Ивановской области.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 07.08.2023 следует, что МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» присвоен ОГРН 1023701650829.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 07.08.2023 следует, что администрации Лежневского муниципального района Ивановской области присвоен ОГРН 1023701649861.
В силу пп. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям местного самоуправления муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.
Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по оборудованию индукционной петлей помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий в МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» входит в компетенцию самого учреждения, при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведенными законодательными нормами.
Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по оснащению индукционной петлей помещения МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.
В связи с изложенным, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» о возложении обязанностей обоснованными и подлежащими удовлетворению и приходит к выводу о том, что на ответчика администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области следует возложить обязанность обеспечить финансирование оснащения МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» индукционной петлей в срок до 31.12.2024; обязать МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» оборудовать одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей в срок до 31.12.2024.
В силу ст. 204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии закупки оборудования, и считает разумным и достаточным испрашиваемый прокурором Лежневского района Ивановской области срок до 31.12.2024.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование оснащения МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» индукционной петлей в срок до 31.12.2024.
Обязать МКДОУ д/с общеразвивающего вида №13 «Солнышко» оборудовать одно из помещений учреждения, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей в срок до 31.12.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Сперанская
Мотивированное решение суда составлено 06.10.2023.