Судья Ломакина Т.Н. дело № 12-186/2022
РЕШЕНИЕ
город Самара 28 апреля 2022 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя жалобу защитника ФИО2, действующего на основании доверенности в интересах Акционерного общества «Почта Банк» (далее АО «Почта Банк»), на постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 18.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Почта Банк»,
установил:
постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 18.01.2022 АО «Почта Банк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник ФИО2 просит указанное выше постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав поддержавшего их защитника ФИО2, показания свидетелей ФИО3, ФИО4, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе проверить дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а, у, ф" части 1 статьи 11 Закона N68-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Пунктом 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 N 57771) постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
Пунктом 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) на территории Самарской области» установлены обязанности для органов власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, по обеспечению соблюдения гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как указано в протоколе об административном правонарушении, в период действия режима повышенной готовности на территории <адрес>, введенного постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, АО «Почта Банк» в ходе осуществления деятельности в принадлежащем ему операционном зале, расположенном по адресу: <адрес>, 22.10.2021 в 15:01 допустило нарушение подпункта «а» пункта 3, подпунктов «в, г» пункта 4, подпункта «б» пункта 6 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417, и пункта 2.4 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) на территории Самарской области», выразившееся в не обеспечении соблюдения гражданами социального дистанцирования путем нанесения в указанном выше помещении социальной разметки.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о доказанности факта совершения инкриминируемого административного правонарушения.
Состоявшееся по делу постановление суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
Из анализа приведенных выше норм следует, что субъектом административного правонарушения в настоящем случае выступает юридическое лицо, осуществляющее деятельность в принадлежащем либо находящемся в пользовании помещении, предусматривающем возможность совместного пребывания граждан.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции ответу из Департамента управления имуществом г.о. Самара, копиям договоров аренды № 39/5693П.10.2 от 11.05.2005, № 008204А от 14.08.2020, заключенных с ФГУП «Почта России» и ООО УК «Единство» соответственно, помещения, расположенные в одноэтажном строении по адресу: <адрес> «а», принадлежат на праве собственности Департаменту управления имуществом г.о. Самара и переданы в аренду ФГУП «Почта России» и ООО УК «Единство», в пользование АО «Почта Банк» помещения в указанном строении не передавались.
Сведений о заключении договора субаренды, в том числе с АО «Почта Банк», материалы дела не содержат.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что при составлении акта от 22.10.2021 и осуществлении фотосъемки не выяснялось, осуществляет ли АО «Почта Банк» какую-либо деятельность в указанном выше помещении.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, АО «Почта Банк» не имеет филиалов и обособленных подразделений на территории Самарской области.
Из показаний свидетеля ФИО3, согласующихся с представленными защитником документами, следует, что в различных отделениях почты, в том числе по указанному выше адресу, на основании агентских договоров сотрудники ФГУП «Почта России» представляют интересы АО «Почта России», непосредственно юридическое лицо деятельность за пределами г. Москвы не ведет.
Представленные в рамках обжалования постановления доказательства в подтверждение довода о том, что АО «Почта Банк» не осуществляет деятельности по указанному выше адресу и не использует помещение, в котором выявлено отсутствие социальной разметки, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения АО «Почта Банк» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении АО «Почта Банк» по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях АО «Почта Банк» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника ФИО2 удовлетворить.
Постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 18.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Почта Банк» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи______________________________ помощник судьи Е.В. Ракова «_______»___________________________ 2022 г. |