Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2024 (2-1470/2023;) ~ М-1504/2023 от 24.11.2023

Дело № 2-96/2024

УИД: 67RS0007-01-2023-002311-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2024 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи)     : Дроздова С.А.,

с участием прокурора                      : Малютиной А.Д.,

при секретаре                                     : Кайченковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление коммунального хозяйства» о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление коммунального хозяйства» (далее – МБУ «УКХ», учреждение) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что в рамках проверки, проведенной прокуратурой, на территории городского кладбища «Бабахино» установлено наличие мест несанкционированного складирования мусора (порубочные остатки; пришедшие в негодность похоронные аксессуары – венки, цветы; пластиковые бутылки, бумага, битое стекло и пр.). При этом, согласно п. 2.2 Устава МБУ «УКХ» одним из основных видов деятельности учреждения является вывоз мусора с территорий кладбищ Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области. По факту выявленных нарушений Сафоновской межрайонной прокуратурой 04.09.2023 в адрес директора МБУ «УКХ» внесено представление. Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены. В связи с этим, просил признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства, выразившееся в непринятии мер к очистке территории общественного кладбища «Бабахино», и обязать ответчика провести мероприятия по очистке территории кладбища от мусора.

Определением от 11 января 2024 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник Сафоновского межрайонного прокурора Малютина А.Д. заявленные требования уточнила, просила обязать МБУ «УКХ» провести мероприятия по очистке территории общественного кладбища «Бабахино» от мусора.

Представитель МБУ «УКХ» в судебное заседание не явился, о причинах неявки

суд не уведомил. При этом, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленных в адрес суда письменных возражениях ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что необходимые работы по вывозу отходов кладбища были проведены 08.09.2023 г. и проводятся в настоящее время в плановом режиме и в случае необходимости.

На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав старшего помощника Сафоновского межрайонного прокурора Малютину А.Д., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Конституцией Российской Федерации (статья 42), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 11), Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 8) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

При этом, в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Статьей 13 данного Федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, который допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, которые обязательны для органов местного самоуправления, установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.

Согласно названным Санитарным правилам при устройстве кладбища должно предусматриваться, в том числе благоустройство его территории (пункт 53). На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил (пункт 65).

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22).

Анализ приведенного нормативного регулирования свидетельствует о том, что вопросы организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения, установление порядка организации уборки территорий общественных кладбищ, благоустройства их территорий отнесены к вопросам местного значения.

При этом, вышеназванным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17).

Постановлением Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 17.07.2023 № 898 утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление коммунального хозяйства», основной целью деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации полномочий по вопросам местного значения в сфере благоустройства посредством уборки дорог местного значения, а также мест общего пользования на территории муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, в частности, вывоз мусора с территорий кладбищ механизированным способом (пункты 2.1-2.2 Устава).

Из представленных прокуратурой актов проверки от 10.11.2023 г. и от 31.01.2024 г., составленных, в том числе с участием представителя МБУ «УКХ», следует, что на территории городского кладбища «Бабахино» имеются места несанкционированного складирования мусора (порубочные остатки, пришедшие в негодность похоронные аксессуары (венки, цветы и т.п.).

Соответственно, изложенные ответчиком в письменных возражениях доводы о том, что необходимые работы по вывозу отходов с кладбища проведены и проводятся в настоящее время, в том числе в плановом режиме в случае необходимости, опровергаются материалами дела.

При таких установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности по проведению мероприятий, направленных на очистку территории общественного кладбища от мусора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 6726024549) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                     /░░░░░░░/                       ░.░.░░░░░░░

              ░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

              ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                                   ░.░.░░░░░░░

2-96/2024 (2-1470/2023;) ~ М-1504/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафоновский межрайонный прокурор
Ответчики
МБУ "Управление коммунального хозяйства"
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация административного искового заявления
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Подготовка дела (собеседование)
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее