Дело № 2-4685/2023
УИД 22RS0068-01-2023-003910-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Черемисиной О.С.,
при секретаре Шаммедовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующей в собственных интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, к комитету жилищно-коммунального хозяйства ...., комитету по земельным ресурсам и землеустройству .... о признании незаконным решения об отказе в признании семьи малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставления земельного участка многодетной семье бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к комитету жилищно-коммунального хозяйства ...., комитету по земельным ресурсам и землеустройству .... о признании незаконным решения об отказе в признании семьи малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности предоставления земельного участка многодетной семье бесплатно.
В обоснование исковых требований ФИО2 указано на то, что ею было подано в комитет жилищно-коммунального хозяйства .... заявление о предоставлении бесплатно земельного участка в связи с рождением третьего ребенка.
Комитетом по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в его удовлетворении по тем основаниям, что в собственности их семьи имеется автомобиль, кроме того, стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи превышает пороговые значения.
Вместе с тем, комитетом не учтено, что они проживают в двухкомнатной квартире, площадью 44,9 кв.м, впятером, на одного человека приходится 8,9 кв.м. Также не принято во внимание, что автомобиль не может приравниваться к жилому помещению.
При этом без транспортного средства их семья обходиться не имеет возможности в связи с тем, что они проживают в ...., транспортное сообщение которого с городом является не налаженным.
Кроме того, комитетом неправомерно принято за основу при разрешении их заявления решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №), которое противоречит нормам Конституции Российской Федерации.
Положениями ст.ст. 17, 35, 40 Конституции Российской Федерации каждому с рождения гарантируется право на жилище, а также право иметь в собственности имущество, в том числе автомобиль.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации семье в связи с рождением третьего ребенка гарантируется предоставление в собственность бесплатно земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы закона, ФИО2, действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, просит признать приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложить на комитет обязанность поставить на учет семью в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка в связи с рождением третьего ребенка в целях улучшения жилищных условий; возложении обязанности на комитет по земельным ресурсам и землеустройству .... обязанности предоставить бесплатно семье земельный участок.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, ссылалась на то, что действующим законодательством семьям гарантировано предоставление в целях улучшения жилищных условий земельных участков бесплатно в связи с рождением третьего ребенка; полагала, что такое право принадлежит семье в связи со статусом многодетной, а не малоимущей, в связи с чем, ответчиками занята неправомерная позиция о том, что земельный участок подлежит выделению многодетной семье при постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; также привела доводы о том, что комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... было принято незаконное решение об отказе в постановке ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не учтено, что на одного члена семьи приходится 8,9 кв.м, кроме того, автомобиль не подлежал учету в связи с его амортизационным износом.
Третье лицо, не заявляющее состоятельных требований относительно предмета спора, ФИО11 заявленные исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления имущественных отношений .... ФИО9 привела позицию об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, мотивировав тем, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, .... «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; учет многодетных семей в улучшении жилищных условий в .... ведется комитетом жилищно-коммунального хозяйства ...., в свою очередь, комитет по земельным ресурсам и землеустройству .... ставит многодетную семью на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельный участок, в случае признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и ее постановки на соответствующий учет; учитывая, что семья истца не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не состоит на учете граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельный участок, право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства отсутствует.
Другие лица, участвующие в деле, извещены о судебном заседании в установленном порядке, участия не принимали.
Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца ФИО2 является многодетной, состоит из пяти человек: истец ФИО2, ее супруг ФИО11, несовершеннолетние дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству .... с заявлением о постановке на учет граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом принято решение об отказе ФИО2 в постановке на учет и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления установлено, что семья ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в комитет жилищно-коммунального хозяйства .... о принятии ее семьи в составе пяти человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2 с составом семьи пять человек.
Основанием к отказу послужили те обстоятельства, что заявитель и члены ее семьи являются собственниками квартиры, общей площадью 44,9 кв.м, расположенной по адресу: ....; супруг заявителя ФИО11 является собственником автомобиля <данные изъяты>»; стоимость данного имущества составляет 719 975,50 руб. на одного члена семьи, что превышает пороговое значение стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, установленное решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №) в размере 169 000,00 руб.; не представлена копия всех страниц паспорта супруга заявителя, обязанность по предоставлению которой возложена на заявителя.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2, действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних детей, полагает о наличии права у ее семьи как многодетной на бесплатное предоставление земельного участка в связи с рождением третьего ребенка, одновременно считает незаконным принятое комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... решение об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с неправильным исчислением материальной обеспеченности каждого члена семьи, а также непринятием ко вниманию обстоятельства обеспеченности каждого члена семьи жилой площадью менее учетной нормы.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Право на получение гражданами, имеющими трех и более детей (многодетными семьями), земельных участков в качестве меры социальной поддержки предусмотрено подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма введена Федеральным законом от 29.12.2014г. № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений закона в .... принят .... от 09.11.2015г. №-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
В соответствии с ч. 3 ст. .... «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории .... не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.
Исходя из приведенных выше норм закона, одной из мер социальной поддержки граждан (многодетных семей), имеющих трех и более детей, является бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем, у граждан (многодетных семей), имеющих трех и более детей, такое право возникает при наличии трех условий: нуждаемости в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, проживании на территории .... не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), порядок разрешения данного вопроса регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (часть 3).
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу приведенной нормы закона, граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) при наличии двух условий: граждане являются малоимущими, а также нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства.
Согласно п. 3 ст. .... «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане для признания их малоимущими представляют органам местного самоуправления документы в соответствии с .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Частью 4 ст. .... «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» определено, что учет граждан, в том числе указанных в части 3 статьи 3 Закона, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых они постоянно проживают, на основании заявлений данных граждан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно постановлению администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведении учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» учет граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства ....; учет многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, ведет комитет по земельным ресурсам и землеустройству .....
В силу ч. 2 ст. .... «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления, когда ни пороговое значение дохода, ни пороговое значение стоимости имущества не превышены и у гражданина-заявителя и членов его семьи отсутствует возможность получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения.
Согласно положениям ч. 2.1 ст. .... «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», основаниями для отказа в признании гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими являются:
1) непредставление гражданином-заявителем документов, предусмотренных частью 2 статьи 2 настоящего Закона;
2) представление документов, содержащих недостоверные сведения;
3) размер дохода гражданина-заявителя и членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, превышают пороговые значения дохода и (или) стоимости имущества гражданина-заявителя и членов его семьи, установленные органом местного самоуправления.
В целях реализации положений .... «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические рекомендации для органов местного самоуправления по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций для исчисления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитываются доходы, полученные каждым членом семьи за каждый месяц расчетного периода, в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, выбывшие на момент подачи заявления из состава семьи, но являвшиеся членами семьи в течение расчетного периода, не учитываются в ее составе вместе с полученными ими доходами.
Исходя из положений п. 3.9 Методических рекомендаций, стоимость имущества семьи определяется как сумма стоимости всех видов имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 3.10 Методических рекомендаций предусмотрено, что определение стоимости жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, производится по формуле:
СПЖ = ПЖ x РЦ, где
СПЖ - стоимость жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи;
ПЖ - общая площадь жилого помещения;
РЦ - средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Пунктом 3.13 Методических рекомендаций предусмотрено, что определение стоимости транспортных средств производится на основании расчета, производимого по формуле:
СТС = ОЦ х k, где
С№ - стоимость транспортного средства;
ОЦ - отпускная цена транспортного средства отечественного производства, устанавливаемая организацией-изготовителем и определяемая на основании данных федерального органа исполнительной власти по статистике, или стоимость транспортного средства, определяемая на основании копии справки-счета (договора купли-продажи), выданной продавцом и засвидетельствованной нотариусом;
k - поправочный коэффициент от 1 до 0,1, уменьшающий стоимость транспортного средства на 10 процентов за каждый год его эксплуатации. Если период эксплуатации транспортного средства более 10 лет, но меньше 20 лет - k = 0,1. При периоде эксплуатации, равном 20 лет и более - k = 0.
Как следует из представленных на запрос суда комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... материалов учетного дела по заявлению ФИО2, а также отзыва комитета на иск, при разрешении заявления истца и расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, комитетом учтены доходы ФИО11 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также стоимость жилого помещения и транспортного средства, находящихся в собственности семьи.
Как установлено судом, истцу ФИО2 и членам ее семьи принадлежит ан праве собственности квартира, общей площадью 44,9 кв.м, расположенная по адресу: ..... На имя супруга на регистрационном учете состоит автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № года выпуска.
Получение указанного дохода, а также наличие в собственности указанного выше имущества истцом ФИО2, третьим лицом ФИО11 в судебном заседании не оспаривалось, подтверждено письменными доказательствами.
При расчете дохода комитетом принят к учету доход супруга заявителя ФИО11 за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 48 411,00 руб., в том числе доход за два месяца 2021 года в размере 33 051,00 руб., доход за десять месяцев 2022 года – 15 360,00 руб. По итогам расчета получен среднемесячный доход на одного члена семьи в размере 806,85 руб. ((48 411,00 руб. : 12) : 5).
При определении стоимости жилого помещения к расчету принята общая площадь жилого помещения 44,9 кв.м, средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на 4 квартал 2022 года (в котором производилось рассмотрение заявления ФИО2), установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.09.2022г. №/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года», которым такой показатель для .... на названный период установлен в размере 79 975,00 руб.
Расчет стоимости жилого помещения произведен следующим образом: (44,9 кв.м х 79 975,00 руб.) : 5 = 718 175,50 руб. на одного члена семьи.
Учетная стоимость транспортного средства исчислена исходя из его стоимости, скорректированной на коэффициент 0,1 (исходя из периода эксплуатации более 10 лет, но менее 20 лет). Общий расчет следующий: (90 000,00 руб. х 0,1) : 5 = 1 800,00 руб.
Соответственно, совокупная стоимость недвижимого и движимого имущества на каждого члена семьи составила 719 975,50 руб. (718 175,50 руб. + 1 800,00 руб.).
Расчет размера дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, произведенный комитетом жилищно-коммунального хозяйства, является верным, соответствующим нормативно установленному порядку его определения, приведенному выше.
Вместе с тем, полученные при расчете величины свидетельствуют о том, что среднемесячный доход на одного члена семьи не превышает пороговое значение дохода, однако, стоимость имущества, приходящегося на заявителя и членов его семьи, превышает соответствующее пороговое значение.
Исходя из положений ст. .... «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», пороговое значение дохода - уровень среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, установленный органом местного самоуправления;
пороговое значение стоимости имущества - размер приходящейся на каждого члена семьи доли совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, установленный органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 Решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2007г. № (в редакции от 28.10.2022г.) «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установлено в размере, эквивалентном одному прожиточному минимуму на душу населения, утверждаемому в среднем по .... в установленном порядке. Пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, установлено в сумме 169 000 рублей на каждого члена семьи.
Постановлением .... от 02.09.2021г. № (в редакции от 27.05.2022г.) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2022 год» с ДД.ММ.ГГГГ величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения была установлена в размере 12 388,00 руб.
Таким образом, среднемесячный доход на одного члена семьи ФИО2 в расчетный период составлял 806,85 руб., что менее порогового значения 12 388,00 руб. Стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи ФИО2, составляет 719 975,50 руб., что превышает пороговое значение в размере 169 000,00 руб.
При таких обстоятельствах при разрешении заявления о признании семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) у комитета жилищно-коммунального хозяйства .... отсутствовали основания для признания семьи заявителя таковой, поскольку в силу предусмотренных законодательно критериев семья не является малоимущей. Соответственно, решение (приказ) комитета жилищно-коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР-2555 является правомерным.
Что касается доводов истца о том, что семья не имеет установленной законом обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи, то суд учитывает следующее.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006г. № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
Действительно, обеспеченность членов семьи жилой площадью составляет менее установленной нормы (8,98 кв.м на одного члена семьи).
Вместе с тем, как указано выше, необеспеченность семьи жилой площадью в установленном размере не является единственным условием для признания семьи нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий). Согласно приведенным выше нормам закона граждане (семьи) могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в случае, если они являются малоимущими, а также не обеспеченными жилым помещением либо жилым помещением площадью согласно учетным нормам.
Учитывая, что семья ФИО2 не была признана нуждающейся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), то в силу приведенных выше норм закона у семьи истца не возникло право на получение земельного участка бесплатно.
Доводы истца ФИО2, третьего лица ФИО11 о том, что действующим законодательством многодетным семьям гарантируется право на получение земельного участка бесплатно в качестве меры социальной поддержки в связи с рождением третьего ребенка, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку право на получение земельного участка в связи с самим фактом рождения третьего ребенка законодательно не предусмотрено, такое право реализуется в рамках установленной процедуры, изложенной выше.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░3, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░4, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░5, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ...., ░░░░ 1022201760635, ░░░ 2225018307, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ...., ░░░░ 1062221001160, ░░░ 2221114698, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░