Дело № 2а-740/2022
Решение
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 06 июня 2022 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Омаров А.О., при секретаре судебного заседания Атаковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. первого заместителя прокурора г. Буйнакска Алиева К.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Ишкартынский» Буйнакского района об обязании устранения нарушения требований природоохранного законодательства,
установил:
и.о. первого заместителя прокурора г. Буйнакска Алиев К.А. в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО «сельсовет Ишкартынский» Буйнакского района РД в котором просил обязать административного ответчика разработать и составить паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в ходе деятельности юридического лица, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 22 мая 2017 г. № 242 и закрепить за определенным работником допуск к работе с отходами I-IV класса опасности, возложив судебные расходы на административного ответчика.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой г.Буйнакска проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что данной администрацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсутствуют паспорта отходов I-IV классов опасности, а также не закреплен работник, допущенный к работе с указанными отходами. Выполнение данных требований направлено на сохранение природы и окружающей среды, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности граждан, проживающих на территории Буйнакского района Республики Дагестан.
Стороны надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования и.о. прокурора г. Буйнакска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так, исследованными и обозренными в судебном заседании документами, представленными в обоснование иска, установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что прокуратурой Буйнакского района проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что данной администрацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсутствуют паспорта отходов I-IV классов опасности, а также не закреплен работник, допущенный к работе с указанными отходами.
Согласно справке помощника прокурора г. Буйнакска от 28 апреля 2022 года о результатах проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды юридическими лицами администрациями сельских поселений Буйнакского района.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности своих действий.
Вместе с тем, в нарушение распределённого бремени доказывания, какие-либо доказательства суду не представлены.
Напротив, из объяснения главы администрации МО «сельсовет Ишкартынский» Буйнакского района следует, что паспорта отходов не разработаны, за определенным работником допуск к работе с отходами I-IV класса опасности не закреплен.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспортизация отходов 1-1V классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.
При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 № 242.
Паспорт отходов I-IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица должны иметь работника, у которого должен иметься допуск к работе с отходами I-IV класса опасности.
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в администрации МО «сельсовет Ишкартынский» Буйнакского района РД отсутствуют паспорта отходов 1-1V классов опасности, а также не закреплен работник, допущенный к работе с указанными отходами. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривается.
Выполнение данных требований направлено на сохранение природы и окружающей среды, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности граждан, проживающих на территории МО «сельсовет Ишкартынский» Буйнакского района РД.
Согласно п/п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Административный иск прокурором подан в соответствии со ст. 39 КАС РФ и п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При таких обстоятельствах административные исковые требования признаются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ I-IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░ 2017 ░. № 242;
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I-IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░