Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2961/2024 от 02.05.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2024 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Захаренко В.В.,

при секретаре Быстровой Е.В.,

с участием представителя истца Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>ФИО10,

представителя ответчика ФИО4ФИО9,

третьего лица ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0008-01-2023-001096-11 (2-2961/2024) по иску Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к ФИО4, ФИО2, ФИО3 о расторжении государственного контракта, исключении записи о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> по подсудности из Заларинского районного суда <адрес обезличен> поступило настоящее гражданское дело.

В обоснование уточненного искового заявления указано, что ответственным исполнителем подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы, государственной программы <адрес обезличен> «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, является министерство имущественных отношений <адрес обезличен>.

<Дата обезличена> между министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 заключен государственный контракт № <Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений в <адрес обезличен> (далее - ГК № Ф.2020.3834) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от <Дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании результатов проведенного аукциона в электронной форме (протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).

Предметом ГК <Номер обезличен> является в том числе приобретение в собственность следующих жилых помещений: квартира, общей площадью 42,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>; квартира, общей площадью 29 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>; квартира, общей площадью 64,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.

Квартира <Номер обезличен> принадлежала на праве собственности ФИО2, <адрес обезличен> 14 принадлежали на праве собственности ФИО4

При этом денежные средства в соответствии с платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере 6 166 165 рублей, в том числе и за указанные за жилые помещения были перечислены ФИО6 на основании нотариально выданных доверенностей от ФИО2, ФИО4 и ФИО19

По результатам проведенного электронного аукциона, стоимость жилых помещений была следующая: цена квартиры площадью 42,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 696 700 рублей; цена квартиры, общей площадью 29 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 294 850 рублей; цена квартиры, общей площадью 64,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 696 700 рублей.

На основании государственного контракта право собственности <адрес обезличен> на спорные жилые помещения зарегистрировано <Дата обезличена>, акт приема-передачи жилых помещений подписан сторонами <Дата обезличена>.

Распоряжением министерства жилые помещения отнесены специализированному жилищному фонду, внесены в Реестр государственной собственности <адрес обезличен> и предоставлены детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Жилое помещение - квартира, общей площадью 42,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО16

Жилое помещение - квартира, общей площадью 29 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО17

Жилое помещение - квартира, общей площадью 64,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО15

Пунктом 8.4 ГК № <Номер обезличен> предусмотрено, что он может быть расторгнут по соглашению сторон; в случае одностороннего отказа стороны от контракта; по решению суда. В соответствии с пунктом 8.12 Государственного контракта покупатель вправе обратиться в суд с исковыми требованиями о расторжении контракта в следующих случаях:

- задержки продавцом передачи жилых помещений более чем на 10 календарных дней;

- несоблюдения Продавцом требований к качеству жилых помещений;

- если отступления от условий контракта или иные недостатки жилых помещений в течение семи календарных дней не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми.

Пунктом 5.1 ГК № <Номер обезличен> продавец гарантировал надлежащее качество жилых помещений, а также соответствие жилых помещений государственным стандартам, нормативно-технической документации строительным нормам и правилам.

Пунктом 1.6 ГК № <Номер обезличен> установлено, что жилое помещение должно соответствовать требованиям, установленным в основных характеристиках жилого помещения. Продавец гарантировал, что жилое помещение является пригодным для проживания.

Актом обследования межведомственной комиссии, назначенной министерством жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> от <Дата обезличена> были выявлены несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

По результатам обследования помещения министерству совместно с .... рекомендовано выполнить техническое обследование состояния несущих конструкций дома, системы вентиляции, в жилых помещениях <Номер обезличен>, а также системы водоснабжения на предмет соответствия требованиям раздела II Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

ОГКУ «Фонд имущества <адрес обезличен>» по заданию министерства проведено техническое обследование жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>.

В жилых помещениях обнаружены многочисленные нарушения.

По результатам обследования .... установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, не соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям для жилого помещения и является непригодным для проживания.

Заключениями об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата обезличена> межведомственной комиссией, назначенной министерством жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> в отношении жилых помещений <Номер обезличен>, принято решение о выявлении основания для признания его непригодным для проживания.

Распоряжением министерства жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-мр «О признании помещений непригодными для проживания» жилые помещения <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, признаны непригодными для проживания.

Таким образом, у министерства отсутствовали правовые основания для расторжения государственного контракта до проведения вышеуказанных мероприятий.

Министерство узнало о нарушении своего права после получения Технического заключения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по результатам обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>., согласно которому эксперты .... пришли к выводу, о том, что многоквартирный жилой дом не соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям для жилого помещения и является непригодным для проживания.

Указанное заключение послужило основанием для обращения в межведомственную комиссию, заключением которой жилые помещения были признаны непригодными для проживания.

Учитывая, что недостатки квартир, являются существенными и не устранимыми, что подтверждается заключениями межведомственной комиссии при министерстве жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> и распоряжением министерства жилищной политики и энергетики <адрес обезличен>, техническим заключением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по результатам инженерно- технического обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и не позволяет их использование для целей обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес обезличен> ГК № <Номер обезличен> подлежит расторжению в части приобретения жилых помещений квартир <Номер обезличен>, 13, 14, расположенных по адресу: <адрес обезличен>.

Таким образом, положение стороны, чьи права были нарушены условиями сделки, должно вернуться в исходное состояние, при котором, право собственности <адрес обезличен> на указанные жилые помещения прекращается, а уплаченные денежные средства подлежат возврату Покупателю.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнений исковых требований, министерство имущественных отношений <адрес обезличен> просит суд:

1) расторгнуть государственный контракт от <Дата обезличена><Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений, заключенный между министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 в части приобретения следующих жилых помещений:

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшая на праве собственности ФИО4;

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшая на праве собственности ФИО2,

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшая на праве собственности ФИО4,

2) исключить запись о праве собственности <адрес обезличен> из Единого государственного реестра недвижимости на следующие жилые помещения:

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>;

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>;

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> из Единого государственного реестра недвижимости;

3) взыскать с ФИО2 стоимость понесенных затрат на приобретение жилого помещения <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> пользу министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в размере 1 294850 рублей;

4) взыскать с ФИО4 стоимость понесенных затрат на приобретение жилых помещений <Номер обезличен> расположенных по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, в пользу министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в размере 3 393400 рублей.

В судебном заседании представитель истца Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> ФИО10, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнениях к нему, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4 ФИО11, действующая на основании нотариальной доверенности от <Дата обезличена>, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнениях к нему.

Третье лицо ФИО17 в судебном заседании полагал подлежащими удовлетворению исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом, представитель третьего лица Управление Росреестра по <адрес обезличен> просил о рассмотрении дела в их отсутствие, иные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.

Обсудив доводы иска, возражений ответчиков, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (пункт 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии со статьей 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю.

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 1 статьи 556 ГК). Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя - обязанности принять имущество.

Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной (при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора); в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В абзаце третьем пункта 65 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от <Дата обезличена> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании части 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Закона.

Возможность расторжения государственного контракта предусмотрена в пункте 8.4 контракта.

Так, государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон; в случае одностороннего отказа стороны от контракта; по решению суда.

В соответствии с п. 8.12 государственного контракта, покупатель вправе обратиться в суд с исковыми требованиями о расторжении контракта в следующих случаях:

-задержки продавцом передачи жилого помещения более чем на 10 календарных дней;

- несоблюдения продавцом требований к качеству жилого помещения;

- если отступления от условий контракта или иные недостатки жилого помещения в течение семи календарных дней не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми.

Из положений ст. 469 ГК РФ следует, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии со ст. 557 ГК РФ в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 настоящего Кодекса, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Как следует из п. 2 ст. 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от <Дата обезличена> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления регистрационных действий.

Согласно ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от <Дата обезличена> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <Дата обезличена> между министерством имущественных отношений <адрес обезличен> (Покупатель) и ФИО3 (Продавец), действующий от имени граждан Российской Федерации Хасанова Р.Р., ФИО4, ФИО2, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14 заключен государственный контракт № <Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений в <адрес обезличен> (далее - государственный контракт) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании результатов проведенного аукциона в электронной форме (протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, идентификационный код закупки <Номер обезличен>).

Предметом государственного контракта является приобретение в собственность <адрес обезличен>, в том числе, следующих спорных жилых помещений:

- квартира, общей площадью 42,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежащей на праве собственности ФИО4;

- квартира, общей площадью 29 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежащей на праве собственности ФИО2;

- квартира, общей площадью 64,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежащей на праве собственности ФИО4

<Дата обезличена> в отношении квартир <Номер обезличен>, 14, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, был зарегистрирован переход права собственности от ФИО4 к <адрес обезличен> на основании государственного контракта купля-продажи жилых помещений в <адрес обезличен>.

<Дата обезличена> в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, был зарегистрирован переход права собственности от ФИО2 к <адрес обезличен> на основании государственного контракта купля-продажи жилых помещений в <адрес обезличен>.

Дополнительным соглашением от <Дата обезличена> к государственному контракту от <Дата обезличена> № Ф.2020.3834 купля-продажа жилых помещений в <адрес обезличен>, изменен п. 3.5 государственного контракта: Оплата по настоящему контракту производится за счет средств областного бюджета на 2020 год, предусмотренных на формирование специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа поп договорам найма специализированных жилых помещения.

Цена контракта составила 11256265 рублей (пункт 3.2 государственного контракта).

По результатам проведенного электронного аукциона, стоимость жилого помещения площадью 42,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 696 700 рублей; стоимость жилого помещения общей площадью 29 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 294 850 рублей; стоимость жилого помещения площадью 64,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен> составила 1 696 700 рублей.

Оплата стоимости указанных жилых помещений произведена <Дата обезличена> в размере 6166165 рублей ФИО6, в том числе и за спорные жилые помещения были перечислены на основании нотариально выданных доверенностей от ФИО2, ФИО4 и ФИО20 что подтверждается платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Судом установлено, что министерство имущественных отношений <адрес обезличен> является ответственным исполнителем подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2020 годы, государственной программы <адрес обезличен> «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы. Спорные жилые помещения - <адрес обезличен>, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, приобретались в рамках исполнения истцом указанной программы на средства специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.

Распоряжением министерства жилые помещения отнесены специализированному жилищному фонду, внесены в Реестр государственной собственности <адрес обезличен> и предоставлены детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Жилое помещение общей площадью 42,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО16

Жилое помещение общей площадью 29 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО17

Жилое помещение общей площадью 64,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО15

Пунктом 1.6 ГК государственного контракта установлено, что жилое помещение должно соответствовать требованиям, установленным в основных характеристиках жилого помещения. Продавец гарантировал, что жилое помещение является пригодным для проживания.

В силу пункта 5.1 государственного контракта продавец гарантировал надлежащее качество жилых помещений, а также соответствие жилых помещений государственным стандартам, нормативно-технической документации строительным нормам и правилам.

Актом обследования межведомственной комиссии, назначенной министерством жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> от <Дата обезличена> были выявлены несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

По результатам обследования помещения министерству совместно с ОГКУ «Фонд имущества <адрес обезличен>» рекомендовано выполнить техническое обследование состояния несущих конструкций дома, системы вентиляции, в жилых помещениях <Номер обезличен>, 14, а также системы водоснабжения на предмет соответствия требованиям раздела II Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

ОГКУ «Фонд имущества <адрес обезличен>» по заданию министерства проведено техническое обследование жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, по результатам которого в жилых помещениях обнаружены многочисленные нарушения в том числе:

- естественная или какая-либо другая вентиляция в жилых помещениях и санузлах в обследуемом жилом многоквартирном доме не предусмотрена;

- температурно-влажностный режим в помещениях обследуемого здания не соответствует установленным требованиям для эксплуатации жилого многоквартирного дома; зафиксированы множественные образования плесени и грибка на строительных конструкциях;

- присутствует угроза обрушения штукатурного слоя, швов конструкций перекрытия, желобов водосточной системы, провисание кабелей системы электроснабжения в коридорах общего пользования;

- по результатам теплотехнического расчета, жилой многоквартирный дом не обеспечивает необходимую тепловую защиту ограждающих конструкций стен;

- зафиксированы бытовые утечки сточных вод из труб канализации в помещениях;

- в ходе обследования инженерных систем зафиксированы критические отклонения от действующих нормативов;

- отмостка здания имеет деформации и уклоны, вертикальная планировка не способствует отводу поверхностных вод от стен здания

- расслоение стыков отделочной поверхности фасада, намокание конструкций стен;

- деформация утеплителя наружных стен и т.д.

Также согласно техническому заключению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «С-Центр» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, не соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям для жилого помещения и является непригодным для проживания.

Заключениями об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата обезличена> межведомственной комиссией, назначенной министерством жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> в отношении жилых помещений <Номер обезличен> принято решение о выявлении основания для признания его непригодным для проживания.

Распоряжением Министерства жилищной политики и энергетики <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-мр признаны непригодными для проживания граждан жилые помещения №<Номер обезличен> расположенные по адресу: <адрес обезличен>.

Учитывая условия государственного контракта, а именно пункт 5.1, согласно которому продавец гарантировал надлежащее качество жилого помещения, а также его соответствие государственным стандартам, нормативно-технической документации, строительным нормам и правилам, суд приходит к выводу, что бремя доказывания соблюдения указанных обстоятельств возлагается на продавца, в данном случае - на ответчиков, которыми в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих надлежащее качество спорных жилых помещений (квартир <Номер обезличен>).

Рассмотрев ходатайство ответчика ФИО4 о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Из доводов уточненного иска, а также пояснений стороны истца следует, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> узнало о нарушении своего права после получения Технического заключения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по результатам обследования строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>., согласно которому эксперты ООО «С-Центр» пришли к выводу, о том что многоквартирный жилой дом не соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям для жилого помещения и является непригодным для проживания.

Указанное заключение послужило основанием для обращения в межведомственную комиссию, заключением которой жилые помещения были признаны непригодными для проживания.

С учетом изложенного начало течения срока исковой давности следует исчислять не с даты перехода права собственности на спорные жилые помещения (<Дата обезличена>), а с того дня, когда истец узнал о том, что спорные жилые помещения признаны непригодным для проживания.

Как следует из материалов дела, акт приема-передачи жилых помещений подписан между Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 <Дата обезличена>.

Как следует из квитанции об отправке истец обратился <Дата обезличена>, таким образом, трехлетний срок исковой давности им не пропущен, в связи с чем, возражения ответчика ФИО4 в данной части подлежат отклонению.

Таким образом, учитывая, что спорные жилые помещения (<адрес обезличен>), признаны непригодными для проживания, принимая во внимание социальную значимость заключения указанного государственного контракта: для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес обезличен>, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований о расторжении государственного контракта от <Дата обезличена><Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений, заключенный между Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 в части приобретения следующих жилых помещений: квартир, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, кв. №<Номер обезличен>, принадлежавших на праве собственности ФИО4

В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Вместе с тем согласно статье 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства и нормы закона, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> о взыскании с ФИО4 стоимости понесенных затрат на приобретение жилых помещений №<Номер обезличен> расположенных по адресу: <адрес обезличен>, в пользу Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в размере 3393400 рублей (из расчета стоимость <адрес обезличен> - 1 696 700 рублей + стоимость <адрес обезличен> - 1 696 700 рублей).

Разрешая исковые требования об исключении записи о регистрации права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, учитывая удовлетворение требования иска о расторжении государственного контракта, суд приходит к следующему.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 65 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <Дата обезличена>, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать расторжения договора купли-продажи, в связи с чем, имущество, переданное по этому договору, исходя из положений, предусмотренных статьями 1102, 1104 ГК РФ, подлежит возврату истцу.

Согласно приведенным положениям, судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости продавца.

В силу статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество.

Учитывая, что право собственности <адрес обезличен> на жилые помещения №<Номер обезличен> адресу: <адрес обезличен>, возникло на основании государственного контракта от <Дата обезличена><Номер обезличен>, исковые требования о расторжении которого (в части жилых помещений <Номер обезличен>) удовлетворены, суд приходит к выводу о том, что следует признать не возникшим и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности <адрес обезличен> на указанные квартиры, в связи с чем исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, не признавалось непригодным для проживания в соответствии с Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, то подлежат отклонению исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к ФИО2 о расторжении государственного контракта от <Дата обезличена><Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений в части приобретения жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшей на праве собственности ФИО2, исключении записи о праве собственности <адрес обезличен> из ЕГРН на указанное жилое помещение, а также взыскании с ФИО2 стоимости понесенных затрат на приобретение указанного жилого помещения в размере 1294 850 рублей.

Суд, учитывая, что истец в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд, приходит к выводу, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворенных судом требований неимущественного характера, в доход муниципального образования г. Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина с ответчика ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, а также суммы требований имущественного характера с ответчика ФИО4 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 25167 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> (ИНН 3808174613) к ФИО4 (ИНН 382500005909), ФИО3 (ИНН 381906089908) удовлетворить частично.

Расторгнуть государственный контракт от <Дата обезличена><Номер обезличен> купли-продажи жилых помещений, заключенный между Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 в части приобретения следующих жилых помещений:

- квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшая на праве собственности ФИО4;

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшая на праве собственности ФИО4.

Исключить запись о праве собственности <адрес обезличен> из Единого государственного реестра недвижимости на следующие жилые помещения:

- квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>;

квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.

Взыскать с ФИО4 стоимость понесенных затрат на приобретение жилых помещений №<Номер обезличен>, 14, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, в пользу Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в размере 3393400 рублей.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета муниципального образования <адрес обезличен> государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с ФИО4 в доход бюджета муниципального образования <адрес обезличен> государственную пошлину в размере 25167 рублей.

В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к ФИО5 о расторжении государственного контракта от <Дата обезличена> № Ф.2020.3834 купли-продажи жилых помещений, заключенного между Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ФИО3 в части приобретения жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, принадлежавшей на праве собственности ФИО5; исключении записи о праве собственности <адрес обезличен> из Единого государственного реестра недвижимости на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>; взыскании с ФИО5 стоимости понесенных затрат на приобретение жилого помещения <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, р.<адрес обезличен>, в пользу Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в размере 1294 850 рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Захаренко

Мотивированный текст решения изготовлен <Дата обезличена>.

2-2961/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчики
Козлов Владимир Михайлович
Морозова Тамара Николаевна
Саенко Игорь Валерьевич
Другие
Кириллов Александр Николаевич
Охлопков Анатолий Александрович
Коваливнич Евгения Викторовна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Власова Алена Анатольевна
Гуменюк Семён Владимирович
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Захаренко Валентина Викторовна
Дело на странице суда
sverdlovsky--irk.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.05.2024Передача материалов судье
03.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.05.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Предварительное судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее