Дело №2-2816/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Пахоменковой М.А.
при секретаре Клубеньковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по проведению учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности произвести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования по <данные изъяты>.
В основу иска положены ссылки на то, что в нарушение законодательства о транспортной безопасности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации указанная дорога не паспортизирована, технический учет в отношении нее не проведен.
В судебном заседании прокурор Новикова О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации г. Смоленска Титова Е.В. требования не признала, сославшись на то, что разрешение вопроса о необходимости технического учета и паспортизации автомобильных дорог, расположенных в границах поселения, отнесено к исключительной прерогативе органа местного самоуправления, который и определяет целесообразность таких действий и их сроки.
Представитель Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Флиманков Ю.Л. поддержал правовую позицию Администрации г. Смоленска.
Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» поддержал позицию Администрации г.Смоленска.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. N 150, определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации дорожной деятельности установлено, что в отношении автомобильной дороги общего пользования по <данные изъяты> не проведены технический учет и паспортизация.
Соответствующие данные не являлись спорными при рассмотрении дела, подтверждены объяснениями прокурора и представителя ответчика, а также достоверными письменными материалами дела.
Направленное в адрес Администрации г.Смоленска представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения не повлекло положительного изменения сложившейся ситуации.
Исследование представленных сторонами спора доказательств и анализ установленных при рассмотрении дела обстоятельств позволяют суду прийти к выводу о наличии основания для удовлетворения предъявленных требований.
При этом суд исходит из того, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение Администрацией г.Смоленска требований законодательства РФ в области транспортной безопасности (вышеуказанная дорога общего пользования, расположенная в границах города Смоленска, не прошла технический учет, не проведена ее паспортизация), создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан.
Указание представителя Администрации г.Смоленска на самостоятельность органа местного самоуправления при определении в вопросе о порядке проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог само по себе не свидетельствует о необоснованности предъявленных прокурором требований. В отсутствие представления ответчиком допустимых доказательств инициирования соответствующей процедуры в отношении вышеуказанной дороги, предъявленный иск подлежит удовлетворению ввиду состоятельности суждений прокурора об объективной необходимости проведения описанных выше мероприятий, обеспечивающих должную безопасность дорожного движения и способствующих защите охраняемых законом прав граждан.
Недостаточность в местном бюджете денежных средств необходимых для выполнения вышеуказанных работ не освобождают Администрацию г.Смоленска от исполнения публично-правовых полномочий, к числу которых относятся технический учет и паспортизация автомобильных дорог местного значения населенных пунктов.
Среди прочего суд полагает возможным указать на то, что Типовая инструкция ВСН-1-83 регламентирует порядок проведения технического учета и паспортизации дорог, при том, что обязанность выполнения указанных работ возложена на органы местного самоуправления Федеральными законами - от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таком положении доводы Администрации г. Смоленска о необоснованности предъявленного иска отвергаются и принимается решение об удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Смоленска.
В соответствии с положениями ст.204 ГПК РФ суд устанавливает срок исполнения настоящего решения, равный <данные изъяты> месяцам с даты вступления судебного акта в законную силу, полагая его оптимальным для обеспечения баланса интересов сторон спора и способствующим реализации закрепленного в ст.13 ГПК РФ принципа обязательности исполнения постановлений суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Смоленска удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение <данные изъяты> месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования по <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 г.
Судья М.А. Пахоменкова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Пахоменкова М.А. секретарь судебного заседания ________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Клубенькова М.В. (Фамилия, инициалы) «____»________2023 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2023-002492-72
Подлинный документ подшит в материалы дела
№ 2-2816/2023