Дело № 2-1936/2022
УИД 79RS0002-01-2022-003797-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
представителя процессуального истца помощника прокурора Биробиджанского района Любиной Ю.К.,
представителя ответчика Морозовой В.В.,
представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
при секретаре Щербаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Гапоновой Нины Михайловны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Гапоновой Н.М. обратился суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что истица обеспечивается льготными препаратами за счёт средств регионального бюджета, категория льготы – 303 «Бронхиальная астма», а также состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ «Онкологический диспансер» с 16.01.2017. ОГБУЗ «Онкологический диспансер» и ОГБУЗ «Николаевская районная больница» на имя Гапоновой Н.М. оформлены следующие рецептурные бланки: рецепт 79 НИ № 6131845413 от 07.04.2022 на лекарственный препарат «Кетопрофен капс. с модиф. Высвоб. 150 мг № 30» в количестве 2 упаковки; рецепт 79 НИ № 6131845283 от 06.04.2022 на лекарственный препарат «Амлодипин таб. 10 мг № 30» в количестве 1 упаковка; рецепт АХ № 10000005257 от 28.04.2022 на лекарственный препарат «Деносумаб р-р п/к 120м70мг/мл1,7 мл № 1» в количестве 1 упаковка. Гапонова Н.М. своевременно не обеспечена в полном объёме указанными жизненнонеобходимыми лекарственными препаратами. Просит обязать ответчика организовать обеспечение Гапоновой Н.М. лекарственными средствами по отсроченным рецептурным бланкам: рецепт 79 НИ № 6131845413 от 07.04.2022 на лекарственный препарат «Кетопрофен капс. с модиф. Высвоб. 150 мг № 30» в количестве 2 упаковки; рецепт 79 НИ № 6131845283 от 06.04.2022 на лекарственный препарат «Амлодипин таб. 10 мг № 30» в количестве 1 упаковка; рецепт АХ № 10000005257 от 28.04.2022 на лекарственный препарат «Деносумаб р-р п/к 120м70мг/мл1,7 мл № 1» в количестве 1 упаковка; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Гапоновой Н.М. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Биробиджанского района Любина Ю.К. просила прекратить производство в части требований о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами в связи с отказом истца от данного требования, пояснив, что необходимые лекарства Гапоновой Н.М. получены, рецепты обслужены. Последствия отказа от иска в части разъяснены и понятны. В остальной части исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Морозова В.В., действующая на основании доверенности, не возражала против прекращения производства по делу в части требований о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами. Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда не признала.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, не возражал против прекращения производства по делу в части требований о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами. В части взыскания компенсации морального вреда оставил требования на усмотрение суда.
Процессуальный истец прокурор Смидовичского района ЕАО, истица Гапонова Н.М., представители третьих лиц ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Онкологический диспансер», правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Онкологический диспансер» Гапоновой Н.М. выписаны рецепты: 79 ни № 6131845413 от 07.04.2022 на лекарственный препарат «Кетопрофен капс. с модиф. Высвоб. 150 мг № 30» в количестве 2 упаковки, рецепт 79 ни № 6131845283 от 06.04.2022 на лекарственный препарат «Амлодипин таб. 10 мг № 30» в количестве 1 упаковка, рецепт ах № 10000005257 от 28.04.2022 на лекарственный препарат «Деносумаб р-р п/к 120м70мг/мл1,7 мл № 1» в количестве 1 упаковка.
В судебном заседании установлено, что Гапонова Н.М. обеспечена необходимыми лекарственными средствами по указанным рецептурным бланкам.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ст. 173 ч. 1 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. Последствия отказа от иска в части разъяснены и понятны.
Суд принимает отказ истца от иска в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты Гапоновой Н.М. обслужены с нарушением указанного срока.
Необеспечение Гапоновой Н.М. в срок необходимыми лекарственными препаратами прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает её права на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истицы, её возраст, период, в течение которого она не была обеспечена назначенными ей по жизненным показаниям препаратами, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истицы Гапоновой Н.М. в качестве компенсации морального вреда 5000 рублей.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Гапоновой Нины Михайловны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156) в пользу Гапоновой Нины Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт: №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Принять отказ Гапоновой Нины Михайловны от исковых требований, заявленных к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
Прекратить производство по делу по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Гапоновой Нины Михайловны о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами в связи с отказом истца от данного требования.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2022.