Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Емельяновой Е.С.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-954/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 21857 нежилого здания с кадастровым номером 63:37:1603017:160.
Требования обоснованы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:37:1603017:160, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Здание не функционирует, не сдается в аренду и находится в аварийном состоянии. Министерство исключило его из Перечня на 2022 год после осмотра, проведенного 09.02.2023 года, в ходе которого было установлено, что здание не функционирует. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает его права и законные интересы.
Административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из того, что поскольку здания хлебопекарен, как правило, используются совместно с объектами общественного питания ( например, кафе) и торговыми объектами ( например, магазины), а также в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение на нем объектов общественного питания и торговых объектов.
Заинтересованное лицо- Администрация муниципального района Шигонский Самарской области - не направила в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 19 декабря 2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 63:37:1603017:160 (пункт 21857).
Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2020 года, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21 октября 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:37:1603017:160 площадью 630,3 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, Шигонский р-н, с. Шигоны (райцентр), Хлебная площадь, д. 16Б-6.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение – нежилое здание, наименование – здание хлебопекарни.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:37:1603017:99 с видом разрешенного использования: объекты дорожного сервиса. Собственником земельного участка является административный истец.
Согласно техническому паспорту, выполненному МУП Шигонского района БТИ по состоянию на январь 2007 года, в здании хлебопекарни по адресу: с. Шигоны, Хлебная площадь, расположены зал, топочная, экспедиция, фасовочный цех, бытовка, электрощитовая, коридор, мастерская, душевая, туалет, слесарные, кладовые, щитовая, мукосеялка, лаборатория, кондитерские цеха, котельные, склад, купажная, разливочный, упаковочный цеха.
Помещения торгового или офисного назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания в здании отсутствуют.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.
9 февраля 2023 года ГБУ СО ЦРР осмотрело здание и пришло к выводу о том, что в нем расположены гараж, склад, помещение для размещения мебели, котельная, пустое помещение, коридор, помещение площадью 453,9 кв.м находится в аварийном состоянии.
Указанный акт осмотра не подтверждает фактическое использование здания в качестве торгового объекта или объекта общественного питания, кроме того акт осмотра от 9 февраля 2023 года не может быть принят в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку составлен после даты утверждения Перечня на 2021 год.
Принимая во внимание, что сведений о том, что нежилое здание предназначено или фактически использовалось для размещения офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, не представлено, отсутствие сведений о размещении на земельном участке офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт -Перечень на 2021 год в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером 63:37:1603017:160 противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 21857 нежилого здания с кадастровым номером 63:37:1603017:160.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2024 года.