Дело № 2-601/2023
УИД 59RS0010-01-2023-000833-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Барда 15 ноября 2023 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Махмудовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Бигаевой Э.С.,
с участием заместителя прокурора Бардымского района Газизова Р.Р.,
представителя ответчика Сакаева В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бардымского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 150 метров от с. Аклуши, Бардымского муниципального округа Пермского края в западном направлении на берегу реки Балаелга, площадью не менее 18000 кв.м. в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что на территории Тюндюковского территориального отдела, а именно на расстоянии 150 метров от с. Аклуши, Бардымского муниципального округа Пермского края в западном направлении на берегу реки Балаелга создана незаконная свалка мусора на площади земельного участка не менее 18000 кв.м. Указанная свалка состоит из твердых бытовых и коммунальных отходов, отходов древесины.
По данному факту 29.09.2023 в адрес главы Администрации Бардымского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам рассмотрения указанного представления мер к ликвидации несанкционированной свалки не принято, что подтверждается ответом администрации Бардымского муниципального округа, а также актом осмотра от 30.10.2023.
В судебном заседании заместитель прокурора Газизов Р.Р. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сакаев В.Р. исковые требования признал полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьями 12, 13 Земельного кодекса РФ установлено, что одной из целей охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от, загрязнения, захламления отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3,9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ)
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 28 статьи 4 Устава Бардымского муниципального округа, принятого решением Думы Бардымского муниципального округа Пермского края от 12.11.2020 № 42 к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Кроме того, согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При этом в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Также в соответствии ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены.
Учитывая изложенное, обязанность по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов потребления в силу вышеприведенных норм федерального законодательства на территории муниципального округа возложена на администрацию округа.
Из письменных материалов дела следует, что 29 сентября 2023 года помощником прокурора Бардымского района осмотрен земельный участок на расстоянии 150 метров от с. Аклуши Бардымского муниципального округа Пермского края в западном направлении, установлено, что на этом месте берегу реки Балаелга создана незаконная свалка мусора на площади земельного участка не менее 18000 кв.м., состоящая из твердых бытовых и коммунальных отходов, отходов древесины. Указанная несанкционированная свалка организована вдоль береговой линии реки Балаелга, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью жителей Бардымского муниципального округа, о чем составлен акт. (л.д.7-10)
29.09.2023 заместителем прокурора Бардымского района в адрес главы Администрации Бардымского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, ликвидации указанной незаконной свалки мусора. (л.д.12-15)
Из ответа заместителя главы администрации Бардымского муниципального округа по экономическому развитию от 27.10.2023 следует, что представление рассмотрено, несанкционированная свалка будет ликвидирована до 30.04.2024, на сегодняшний день готовятся локально-сметные расчеты для заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов, за допущенное нарушение начальник Тюндюковского территориального отдела администрации Бардымского муниципального округа Илькаев Р.Р. привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.16-17).
Согласно акта осмотра с фототаблицей от 30.10.2023, составленной помощником прокурора Бардымского района следует, что 30.10.2023 произведен осмотр земельного участка, расположенного на расстоянии 150 метров от с.Аклуши Бардымского муниципального округа Пермского края в западном направлении, в ходе которого установлено, что на берегу реки Балаелга создана незаконная свалка мусора на площади земельного участка не менее 18000 кв.м., состоящая из твердых бытовых и коммунальных отходов, отходов древесины. (л.д.18-21)
Таким образом, судом установлено, что администрацией Бардымского муниципального округа не принято мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Захламление земельных участков твердыми коммунальными отходами образовалось в течение длительного, неоднократного их сброса, которые при надлежащей организации контроля со стороны администрации Бардымского муниципального округа должны были своевременно выявляться и пресекаться.
Таким образом, полномочия по организации сбора и вывозу бытовых отходов и мусора должностными лицами администрации Бардымского муниципального округа исполняются не в полном объеме, а именно не осуществлен сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, ими нарушены требования ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 65 Водного кодекса РФ.
Несоблюдение вышеназванных нормативно-правовых актов создает угрозу жизни и здоровья граждан Тюндюковского территориального отдела, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний на территории Бардымского муниципального округа.
Наличие несанкционированных свалок в границах муниципального округа подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, оказывает негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Ответчиком не предоставлено суду никаких доказательств принятия мер для ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900030940, ИНН 595901001) ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 150 метров от села Аклуши Бардымского муниципального округа Пермского края в западном направлении на берегу реки Балаелга, площадью не менее 18000 кв.м в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации Бардымского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Бардымский районный суд Пермского края и прокурору Бардымского района Пермского края об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья : А.Р. Махмудова