Дело №12-80/2022
УИД 18RS001-01-2022-000152-12
Р Е Ш Е Н И Е
08 апреля 2022 года город Ижевск
Судья Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики Пестряков Р.А., при секретаре Акчуриной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзахождаева А.Ч. на постановление №27 от 18 января 2022 года, на постановление №28 от 18 января 2022 года, на постановление №29 от 18 января 2022 года, на постановление №30 от 18 января 2022 года, на постановление №31 от 18 января 2022 года, на постановление №38 от 18 января 2022 года, на постановление №39 от 18 января 2022 года, на постановление №40 от 18 января 2022 года, на постановление №47 от 18 января 2022 года, на постановление №48 от 18 января 2022 года, на постановление №49 от 18 января 2022 года, на постановление №50 от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесенные должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлениями и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. по делам об административном правонарушении №27 от 18 января 2022 года, №28 от 18 января 2022 года, №29 от 18 января 2022 года, №30 от 18 января 2022 года, №31 от 18 января 2022 года, №38 от 18 января 2022 года, №39 от 18 января 2022 года, №40 от 18 января 2022 года, №47 от 18 января 2022 года, №48 от 18 января 2022 года, №49 от 18 января 2022 года, №50 от 18 января 2022 года должностное лицо – генеральный директор ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Каждым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Мирзаходжаев А.Ч. не согласившись с указанным постановлениями, обратился в суд с жалобой, считая их незаконными и необоснованными, мотивируя тем, что в ходе рассмотрения материалов административного производства налоговым органом установлено, что выплата заработной платы производилась в рамках одного трудового договора, заключенного с каждым сотрудником ООО «КАРАВАН». Как указано в Постановлении, что в ООО «КАРАВАН» осуществляют трудовую деятельность на основании заключенных трудовых договоров граждане - нерезиденты: ФИО2, договор №3 от 04.06.2019 год, ФИО3, договор №4 от 19.07.2019 года, ФИО4, договор №6 от 09.12.2019 года, ФИО5, договор №5 от 14.10.2019 года. В соответствии со сведениями предоставленным МВД по Удмуртской Республике вышеуказанные граждане не имеют вида жительства. В соответствии с пунктом 5 трудового договора заключенными с нерезидентами, оплата труда производится путем выдачи наличных денег в валюте Российской Федерации, заработная плата выплачивается два раза в месяц, а именно 30 и 15 числа месяца. В соответствии с вышеуказанным трудовым договором ООО «КАРАВАН» производило выплату заработной платы в размере, установленном сторонами. С учетом единого умысла, данное правонарушение является единым и длящимся, которое охватывает собой период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года. Данных о повторности совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не имеется. Также в связи с недопустимостью необоснованного подавления экономической инициативы хозяйствующего субъекта и избыточного ограничения прав юридического лица, принимая во внимание соблюдение баланса частных и публичных интересов, учитывая характер совершенного административного правонарушения, в соответствии со ст. ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ просит снизить размер административного наказания либо вынести в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственности «КАРАВАН» Мирзахождаева А.Ч. - предупреждение.
Податель жалобы Мирзаходжаев А.Ч. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Защитник Смолин, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил назначить Мирзаходжаеву А.Ч. административное наказание с применением части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа как за совершение одного административного правонарушения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике, в судебное заседание не явился.
Определением Ленинского районного суда г.Ижевска от 08.04.2022 года жалобы должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзахождаева А.Ч. на постановление №27 от 18 января 2022 года, на постановление №28 от 18 января 2022 года, на постановление №29 от 18 января 2022 года, на постановление №30 от 18 января 2022 года, на постановление №31 от 18 января 2022 года, на постановление №38 от 18 января 2022 года, на постановление №39 от 18 января 2022 года, на постановление №40 от 18 января 2022 года, на постановление №47 от 18 января 2022 года, на постановление №48 от 18 января 2022 года, на постановление №49 от 18 января 2022 года, на постановление №50 от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесенные должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В. объединены в одно производство.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы Мирзаходжаева А.Ч., будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «а, б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ) к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Из положений подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ следует, что к резидентам относятся, кроме прочих, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
В подпункте «а» пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ предусмотрено, что к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а, б» пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, лица без гражданства являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом-резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 1 части 2).
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Однако возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 20 июля 2021 года № 1664-О указал на сложившуюся единообразную практику толкования и применения положений валютного законодательства о недопустимости выплачивать заработную плату нерезидентам наличными денежными средствами.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения инспекцией проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО «КАРАВАН» установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в следующем.
Порядок проведения налогового контроля соблюдения резидентами нерезидентами валютного законодательства установлен административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с.
В пункте 19 Административного регламента предусмотрено, что административная процедура по назначению проверки предусматривает административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки в срок, не превышающий тридцати рабочих дней с даты получения документов и (или) информации, указанных в пункте 17 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 59 Административного регламента административное действие по оформлению акта проверки выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки), акта проверки с изложением в нем результатов проведенной проверки с информацией о выявленных нарушениях валютного законодательства, а также в подписании акта проверки должностным лицом налогового органа, проводившим проверку (руководителем проверки).
В соответствии с п. 66 Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с, при выявлении в результате проведения проверки факта совершения субъектом проверки действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо налогового органа обязано возбудить дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам анализа представленных ООО «КАРАВАН» справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных обществом письмом №10 от 20.04.2021г. в ответ на запрос Инспекции №14-16/4085 от 12.04.2021 установлено, что в обществе на основании трудового договора №3 от 04.06.2019 года трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина № дата выдачи документа 01.01.2014г., ИНН 184101318658. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора №4 от 19.07.2019 года трудоустроена гражданка Республики Узбекистан - нерезидент ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 15.09.2015г., ИНН 184104367540. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора №6 от 19.12.2019 года трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина ФИО17, дата выдачи документа 13.02.2015г., ИНН 184101369444. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора №5 от 14.10.2019 года трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 04.02.2014г., ИНН 184101838632. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора №2 от 27.03.2019 года трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент Абдухалилов ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина №, дата выдачи документа 03.04.2015г., ИНН 184104793700. Место работы: <адрес>.
Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (Управление по вопросам миграции) от 12.05.2021г. №11/5407 (вх. №16686) о разрешительных документов на право осуществление деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан, перечисленных выше установлено, что ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, Абдухалилов ФИО7 не имеют вида на жительство.
При анализе представленных ООО «КАРАВАН» трудовых договоров с указанными лицами установлено: согласно раздела 5 трудового договора заключенного с работниками Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б., Абдухалиловым З.З. оплата труда производится путем выдачи наличных денег в валюте Российской Федерации (рублях) (п.5.2.), заработная плата выплачивается два раза в месяц: «30» и «15» числа (п. 5.3.), в соответствии с п.2.1 трудового договора №4 от 19.07.2019 Саримсокова М.Э. принята на должность кухонного рабочего, в соответствии с п.2.1 трудового договора №6 от 09.12.2019 Сотвалдиев Х.К принят на должность повара, в соответствии с п.2.1 трудового договора №5 от 14.10.2019 Нарзиллоев С.С. принят на должность администратора, в соответствии с п.2.1 трудового договора №3 от 04.06.2019 Пиров Б.Б. принят на должность повара, в соответствии с п.2.1 трудового договора №2 от 27.03.2019 Абдухалилов З.З. принят на должность официанта.
По представленным ООО «КАРАВАН» документам и информации Межрайонной ИФНС России №11 по УР выявлено, что в рамках трудовых договоров ООО «КАРАВАН» исполняло свои обязательства по выплате заработной платы работникам, которые являются нерезидентами - Саримсоковой М.Э., Сотвалдиеву Х.К., Нарзиллоеву С.С., Пирову Б.Б., Абдухалилову З.З. наличным расчетом, минуя уполномоченный банк.
31.01.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 20800 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №2 от 31.01.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
14.02.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 31224 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №3 от 14.02.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
28.02.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 20 800 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №4 от 28.02.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
13.03.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 31228 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №5 от 13.03.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
25.03.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 26000 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №7 от 25.03.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
29.06.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в сумме 20800 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №14 от 29.06.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
14.07.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 31228 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №15 от 14.07.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
30.07.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 20800 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №16 от 30.07.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
16.11.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 23421 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №24 от 16.11.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
30.11.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 15600 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №25 от 30.11.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
15.12.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 23419 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №26 от 15.12.2020 г.
30.12.2020 г. ООО «КАРАВАН» осуществило выплату заработной платы наличным расчетом в сумме 15600 руб. 00 коп., что подтверждается платежной ведомостью №27 от 30.12.2020 г., чем нарушило порядок осуществления валютных операций.
По представленным ООО «КАРАВАН» документам и информации налогового органа выявлено, что в нарушение порядка, установленного ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, ООО «КАРАВАН» 31.01.2020 г., 14.02.2020 г., 28.02.2020г., 13.03.2020 г., 25.03.2020 г., 29.06.2020 г., 14.07.2020 г., 30.07.2020 г., 16.11.2020 г., 30.11.2020 г., 15.12.2020 г., 30.12.2020 г. осуществило валютную операцию по выплате заработной платы нерезиденту без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении Мирзаходжаева А.Ч. подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнений, а именно: протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300216600002; протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300224000002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300200500002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300192500002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300132900002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300129100002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300110800002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300040500002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133400024600002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133400018400002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133300030100002, протоколом от 16.12.2021 года об административном правонарушении №18322133400036100002, трудовым договором, заключенным с нерезидентом ФИО3 №4 от 19.07.2019; трудовым договором, заключенным с нерезидентом ФИО4 №6 от 09.12.2019; трудовым договором, заключенным с нерезидентом ФИО5 №5 от 14.10.2019; трудовым договором, заключенным с нерезидентом ФИО2 №3 от 04.06.2019; трудовым договором, заключенным с нерезидентом Абдухалиловым ФИО7 №2 от 27.03.2019; платежной ведомостью № 2 от 31.01.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 3 от 14.02.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 4 от 28.02.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 5 от 13.03.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 7 от 25.03.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б., Абдухалиловым З.З.; платежной ведомостью № 14 от 29.06.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 15 от 14.07.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 16 от 30.07.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., Пировым Б.Б.; платежной ведомостью № 24 от 16.11.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С.; платежной ведомостью № 25 от 30.11.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С.; платежной ведомостью № 26 от 15.12.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С.; платежной ведомостью № 27 от 30.12.2020 г., подписанной: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиевым Х.К., Нарзиллоевым С.С., карточкой счета 70 за 2020 г. в разрезе работников организации: Саримсоковой М.Э., Сотвалдиева Х.К., Нарзиллоева С.С., Пирова Б.Б., Абдухалилова З.З. и другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ руководителем ООО «КАРАВАН» являлся Мирзаходжаев А.Ч..
В силу положений постановления Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
Следовательно, директор ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч., являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, распоряжался денежными средствами общества, в том числе в части выплаты заработной платы работникам.
Директор ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч. является единоличным исполнительным органом общества, осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, не только имеет право первой подписи финансовых документов, но и несет ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей другими должностными лицами, является законным представителем юридического лица, имеющим право представлять интересы общества без доверенности.
Таким образом, установленное свидетельствует о том, что Мирзаходжаев А.Ч., являясь генеральным директором ООО «КАРАВАН», в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допустил совершение Обществом незаконной валютной операции по выплате заработной платы иностранным гражданам нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке, за что частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
При указанных обстоятельствах, действия Мирзаходжаева А.Ч. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление принято уполномоченным должностным лицом, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Совокупность установленных административным органом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Ссылка заявителя в жалобе на снижение размера административного наказания в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд полагает не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку минимальный размер административного штрафа, за вмененное Мирзаходжаеву А.Ч. правонарушение, для должностных лиц составляет менее пятидесяти тысяч рублей.
Доводы жалобы заявителя о замене наказания на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом в соответствии с положениями частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение административного наказания в виде предупреждения возможно за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не установлено.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Административное правонарушение совершено в сфере валютного законодательства, указанное выше правонарушение посягает на правоотношения в сфере установленного порядка осуществления валютных операций, его нарушение в данном конкретном случае посягает на экономическую безопасность государства, ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики, соответственно характеризуется повышенной опасностью.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Согласно ст. 54 Конституции РФ Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В этой статье речь идет об ответственности за правонарушения, а значит, она распространяется на любые виды юридической ответственности за любые правонарушения.
В силу ч.1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Оспариваемыми постановлениями Мирзаходжаев А.Ч. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в выплате гражданам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации без использования счета в уполномоченном банке. При этом каждый факт выплаты за различные периоды работы и в разные даты заработной платы образует самостоятельный состав административного правонарушения.
В рассматриваемом случае усматривается, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. по каждому оспариваемому постановлению будет представлять собой избыточную меру государственного принуждения и может повлечь для заявителя негативные последствия.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом обстоятельств, связанных с совершением административного правонарушения, его характером, отсутствием негативных последствий и степенью вины должностного лица, принимая во внимание предупредительные цели назначения наказания, а также принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, учитывая имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю возможным постановления и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. по делам об административном правонарушении №29 от 18 января 2022 года, №27 от 18 января 2022 года, №28 от 18 января 2022 года, №29 от 18 января 2022 года, №30 от 18 января 2022 года, №31 от 18 января 2022 года, №38 от 18 января 2022 года, №39 от 18 января 2022 года, №40 от 18 января 2022 года, №47 от 18 января 2022 года, №48 от 18 января 2022 года, №49 от 18 января 2022 года, №50 от 18 января 2022 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении Мирзаходжаева А.Ч. отменить в части размера назначенного административного штрафа. Назначить Мирзаходжаеву А.Ч. административное наказание с применением части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа как за совершение одного административного правонарушения в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановления и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. №27, №28, №29, №30, №31, №38, №39, №40, №47, №48, №49, №50 от 18.01.2021 года по делам об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзахождаева А.Ч. отменить в части размера назначенного административного наказания.
Назначить должностному лицу - генеральному директору ООО «Караван» Мирзаходжаеву А.Ч. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа как за совершение одного административного правонарушения в размере 20 000 рублей.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.
Судья: Пестряков Р.А.