РЕШЕНИЕ
23 мая 2022 года |
г. Екатеринбург |
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Шашкин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Калашникова Александра Александровича, <данные изъяты>
на постановление временно исполняющего обязанности начальника Федерального государственного казённого учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации – главного государственного санитарного врача центра (далее – ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ) М.Р.А. от 24.02.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
24.02.2022 уполномоченным должностным лицом – временно исполняющим обязанности начальника ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ – главного государственного санитарного врача центра М.Р.А. вынесено постановление о привлечении должностного лица – управляющего столовой № ООО «Парус» воинской части № (далее также – управляющий столовой) Калашникова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП РФ, назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно постановлению и представленным материалам, при проведении внеплановой выездной проверки в столовой № войсковой части № ООО «Парус» в период <//> установлено, что ответственный за организацию питания военнослужащих в названной столовой КалашниковА.А., назначенный на должность управляющего столовой приказом (распоряжением) регионального управляющего (по доверенности от <данные изъяты>), допустил нарушения, регламентированных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), п.п. 3.4, 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 (далее – СанПиН 2.3/2.4.3590-20), санитарно-эпидемиологических требований и норм, предъявляемых к обработке и хранению столово-кухонной посуды и инвентаря, использованию и хранению разделочного инвентаря, соблюдению правил личной гигиены персоналом, а именно: -в нарушение п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в гардеробе для персонала (в индивидуальных шкафах и напольной сушилке) осуществлялось совместное хранение рабочей одежды (рабочих халатов, курток), а также одежды второго и третьего слоя, личных вещей и обуви работников производственных помещений; -в нарушение п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 помощник повара Я.У.К. находилась на рабочем месте – в овощном цехе не в рабочей одежде, а в личной (домашней) одежде (осуществляла работы по доочистке овощей); -в нарушение п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в обед 22.11.2021 и завтрак 01.12.2021 для раздачи пищи использовалась непросушенная столовая посуда (тарелки, салатники), посуда с неотмытыми остатками пиши (тарелки, салатники, кружки), а также непросушенные разносы.
Не согласившись с названным постановлением от 24.02.2022 по делу об административном правонарушении, Калашников А.А. подал в суд жалобу, указав, что все вышеперечисленные нарушения связаны с необходимостью осмотра помещения столовой и имущества, находящегося на объекте, то есть с осмотром имущества юридического лица. В качестве доказательств указанных нарушений в акте имеются только фото.
На территории столовой и склада 22/6 установлен режим ограниченного использования фото и видео фиксации. У Административного органа отсутствует основание осуществления фотографирования (не указан разрешающий документ, время, тип используемого оборудования). Также отсутствует согласование командиром войсковой части проведения фотосъёмки, что является обязательным на режимных объектах, к которым относится столовая. Следовательно, фотографии, представленные Административным органом, не могут быть признаны допустимыми. Представленные в качестве доказательств фотографии также не могут являться надлежащим доказательством совершения Обществом правонарушения, поскольку произведены без участия понятых, Обществом (или его представителями) не подписаны и по ним невозможно определить, когда именно, где они сделаны, и что зафиксированное в них имущество и помещения принадлежат Обществу. Иных доказательств, позволяющих определить, что имущество на фотографиях, принадлежат именно ООО «Парус» в подтверждение совершения административного правонарушения Административным органом не представлены и материалы дела не содержат. Если же административный орган утверждает, что на кадрах представленных фото имеются личные домашние вещи сотрудников, то в подобном случае в материалах дела должно быть согласие сотрудников по осмотру их личных вещей. Однако, в материалах дела нет подобного согласия, также в материалах дела нет описания вещей, о которых идет речь (по факту указанных нарушений п. 1-2 обжалуемого постановления).
В данном случае нарушения не допущено. Личные домашние вещи сотрудников не хранятся совместно с рабочей. Рабочая одежда хранится отдельно от личной домашней одежды сотрудников. В акте проверки не указано место, где обнаружены вещи, сколько было вещей, и кому они принадлежали.
Сотрудница Я.У.К. находилась в рабочей одежде, данная одежда используется только на объекте (на рабочем месте), не является личной домашней одеждой, вне рабочего места рабочая одежда не используется.
Кроме того, на представленном фото представлена посуда в сложенном виде, состояние которой не ясно, невозможно определить где посуда обнаружена. Отсутствуют доказательства, что в мокрую посуду с остатками пищи и разносы осуществлялась выдача пищи. Наличие мокрой посуды после мойки посуды на процессе сушки, а также посуды на мойке является частью производственного процесса до и после приготовления пищи. Соответственно, наличие мокрой посуды не является нарушением.
Санитарное состояние столовой контролируется перед каждым приёмом пищи. Замечаний в день проверки от получателя услуг не поступало.
С учётом изложенного Калашников А.А. просит отменить постановление от 24.02.2022, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В ходе судебного заседания Калашников А.А., его защитник Лыскова Е.Ю. доводы жалобы поддержали.
Представители ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ, действующие на основании доверенностей от 16.07.2021 № 10 и от 19.07.2021 № 11, Шлыков В.А. и Зыков А.Г., просили отказать в удовлетворении жалобы, указав, что приведённые в ней доводы в качестве аргументов, направленных на отмену постановления от 24.02.2022, не обоснованы с точки зрения закона и противоречат материалам административного дела.
В судебное заседание должностные лица, вынесшее обжалуемое постановление, составившее протокол об административном правонарушении, не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о времени, месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении её рассмотрения в суд не поступило. Судья рассмотрел дело в их отсутствие по имеющимся материалам.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив дело в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом противоправного посягательства при данном правонарушении выступают общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ст. 1 Закона № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимают состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Пунктом 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 10Закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 17 Закона № 52-ФЗ регламентировано, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В силу п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны: -оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви; -снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета; -сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания; -использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе.
Согласно п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 столовые приборы, столовая посуда, чайная посуда, подносы перед раздачей должны быть вымыты и высушены.
В конце рабочего дня должна проводиться мойка всей посуды, столовых приборов, подносов в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию посуды и столовых приборов, и максимальных температурных режимов.
При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой всей посуды и столовых приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившей информацией об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям (рапортов от 18.11.2021 дежурного по войсковой части 41158 майора Т.Н., дежурного по столовой войсковой части № старшего прапорщика П.Д.В..) и установленных в ходе проведённой проверки войсковой части № множественных нарушений санитарного законодательства России (акт проверки от 29.11.2021 №), допущенных ООО «Парус» при организации питания личного состава воинских частей: <данные изъяты> войсковой части №, начальником ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ принято решение от 19.11.2021 № № о проведении внеплановой проверки, в отношении юридического лица – ООО «Парус».
При проведении внеплановой выездной проверки в столовой <данные изъяты> ООО «Парус» начальником отделения (военного труда, радиологии и токсикологии) санитарно-гигиенического отдела ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ Р.И.А.. в период <//> установлены факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований и норм (ч. 1 ст. 17 Закона № 52-ФЗ, п.п. 3.4, 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20), предъявляемых к обработке и хранению столово-кухонной посуды и инвентаря, использованию и хранению разделочного инвентаря, соблюдению правил личной гигиены персоналом (акт проверки от 03.12.2021 № 4010/4): -в нарушение п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в гардеробе для персонала (в индивидуальных шкафах и напольной сушилке) осуществлялось совместное хранение рабочей одежды (рабочих халатов, курток), а также одежды второго и третьего слоя, личных вещей и обуви работников производственных помещений; -в нарушение п. 3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 помощник повара Я.У.К. находилась на рабочем месте – в овощном цехе не в рабочей одежде, а в личной (домашней) одежде (осуществляла работы по доочистке овощей); -в нарушение п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в обед 22.11.2021 и завтрак 01.12.2021 для раздачи пищи использовалась непросушенная столовая посуда (тарелки, салатники), посуда с неотмытыми остатками пиши (тарелки, салатники, кружки), а также непросушенные разносы.
Между ООО «Парус» и АО «Военторг» заключён договор от 31.05.2021 № №, на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны РФ в 2021 году (далее – договор), в соответствии с которым ООО «Парус» является Исполнителем услуг по организации питания военнослужащих. В соответствии с Договором и государственным контрактом (далее – Контракт) от 31.05.2021 № 310521/ВП (заключённым между АО«Военторг» и Министерством обороны. РФ – Заказчик) в ходе своей деятельности ООО«Парус» обязано обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и тому подобному), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе руководящими документами Заказчика.
Ответственным за организацию питания военнослужащих в столовой № является Калашников А.А., назначенный на должность управляющего столовой № ООО «Парус» войсковой части № приказом (распоряжением) регионального управляющего (по доверенности № 1302 от 07.09.2021) от 21.09.2021 №
В соответствии с должностной инструкцией, утверждённой Генеральным директором ООО «Парус» 01.09.2017, управляющий столовой должен выполнять следующие должностные обязанности: п. 2 - организовывать производственно-хозяйственную деятельность столовой; п. 11 - осуществлять постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены; п. 14 - обеспечивать приготовление пищи в строгом Соответствии с утвержденной раскладкой продуктов; п. 16 - осуществлять контроль за выдачей Готовой пищи питающимся в количестве, соответствующем расчетным выходам, указанным в раскладке Продуктов с учетом допустимых отклонений, пищевых продуктов и поливитаминных Препаратов, запланированных в раскладках продуктов; п. 20 - обеспечивать и контролировать исполнение работниками столовой требований, предъявляемым к ветеринарным, санитарно-эпидемиологическим правилам к уборке и санитарной обработке помещений, оборудованию, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи; п. 38 - обеспечивать персонал столовой необходимой специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; п. 42 - создавать безопасные условия труда"для работников столовой, а так же контролировать соблюдение работниками столовой требований действующего санитарного законодательства, правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены.
Действия начальника управляющего столовой Калашникова А.А. квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом вменённого административного правонарушения и вина должностного лица подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом начальника ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ М.И.С. от 20.01.2022 № № 41 об административном правонарушении; предписанием должностного лица от 03.12.2021 № 4011/4; актом выездной проверки от 03.12.2021 № 4010/4 с фотоматериалами, в том числе цветными, представленными в суд.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП России, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП России доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП России.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Согласно статье 2.4 КоАП России административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу статьи 1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судьёй достоверно установлено, что управляющий столовой Калашников А.А. ответственен за организацию питания военнослужащих в столовой № 22/6-1, однако допустил нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины должностного лица в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
С учётом изложенного, в рассматриваемом случае действия управляющего столовой Калашникова А.А. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ст.15.14 КоАП России с учётом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП России в минимальном размере. При этом были приняты во внимание характер совершённого правонарушения и другие обстоятельс тва по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление временно исполняющего обязанности начальника ФГКУ «1026 ЦГСЭН» МО РФ Мищенко Рината Анатольевича от 24.02.2022 № 117/4/41 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего столовой № 22/6 ООО «Парус» воинской части 28331 Калашникова Александра Александровича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись) А.А. Шашкин