Дело № 12-396/2022
59MS0025-01-2022-001029-08
РЕШЕНИЕ
20 июля 2022 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,
рассмотрев жалобу начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ПАО «Ростелеком» Кочетова Евгения Сергеевича на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 06.05.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении заявителя,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 06.05.2022 года начальник отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ПАО «Ростелеком (далее начальник МПГОиЧС ПАО «Ростелеком») Кочетов Е. С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи, Кочетов Е. С. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что приказом МЧС России от 27.03.2020г. утвержден порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, который не устанавливает сроков для переработки согласования Плана ГО организациями. ПАО «Ростелеком» не принималось решений о самостоятельном установлении сроков для переработки и согласования Плана гражданской обороны Пермского филиала. Ссылка должностного лица МЧС России по Пермскому краю на письмо МЧС России от 09.10.2020 №, которым устанавливается срок для разработки Планов ГО-30.11.2020, является несостоятельной и необоснованной, поскольку указанное письмо МЧС России имеет гриф «для служебного пользования». ПАО «Ростелеком» данное письмо не получало, об установлении срока не уведомлялось, самостоятельно ознакомиться с содержанием письма не имело возможности в связи с его гифом. Доказательств того, что ПАО «Ростелеком» и Кочетов Е. С. знали и должны были знать о существовании указанного письма МЧС России, в материалах дела отсутствуют. Обращает внимание, что на момент проведения ГУ МЧС России по Пермскому краю проверки в Пермском филиале ПАО «Ростелеком» действовал План гражданской обороны от 2012 года. Суд первой инстанции необоснованно сделал вывод, что данный План ГО от 2012г. не соответствует действующим требованиям порядка, утвержденного Приказом № ДСП, при этом не указал, каким именно нормам права он не соответствует. Кроме того, п. 15 порядка устанавливает обязанность органов местного самоуправления согласовать свои Планы ГО с МЧС России по субъекту РФ им с руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. ПАО «Ростелеком» не является органом местного самоуправления, является коммерческой организацией, и положения п. 1.5 Порядка на Общество не распространяются.
Кочетов Е. С., должностное лицо в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судья, с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение N 804).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также данным положением.
Пунктом 3 Положения N 804 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 5 Положения N 804 ведение гражданской обороны осуществляется в Российской Федерации - на основе плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС России от 27.03.2020 года № 216дсп (зарегистрирован Минюстом России 30.04.2020 года, регистрационный №) утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
В соответствии с пунктом 10 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Организация и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденном приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 года N 687 (далее - Положение N 687).
На основании пункта 5 Положения N 687 подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с пунктом 6 Положения N 687 планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
За невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено должностным лицом, в период с 07.02.2022г. по 11.02.2022г., на основании решения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 02.02.2022г. № проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Ростелеком» по адресам фактического осуществления деятельности: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, с целью проверки соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки, согласно акту выездной проверки от 14.02.2022г. установлено, что ПАО «Ростелеком» нарушены требования в области гражданской обороны, поскольку согласно решению ПАО «Ростелеком» структурным подразделениям общества (филиалам) необходимо переработать планы гражданской обороны в 2020г. План гражданской обороны Пермского филиала ПАО «Ростелеком» переработан, при этом не согласован с органами местного самоуправления.
Кочетов Е.С. осуществляя функции начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Пермского филиала ПАО "Ростелеком", в силу возложенных на него должностных обязанностей, является должностным лицом, ответственным за требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника МПГОиЧС ПАО «Ростелеком» Кочетова Е. С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составленного уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и вынесения оспариваемого постановления.
Вина начальника МПГОиЧС ПАО «Ростелеком» Кочетова Е. С. подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 28.02.2022г., в котором должностным лицом описано событие вменяемого Кочетову Е. С. правонарушения;
- копией решения о проведении плановой выездной проверки от 02.02.2022г. №;
- копией Устава ПАО «Ростелеком»;
- копией акта выездной плановой проверки от 14.02.2022г., в котором зафиксированы выявленные нарушения требований законодательства в области гражданской обороны;
- копией предписания об устранения выявленных нарушений от 14.02.2022г., которым установлен срок для устранения нарушений – до 15.05.2022г.;
- копией протокола осмотра от 11.02.2022г., согласно которому предметом осмотра явилась документация о выполнении обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе письмо ПАО «Ростелеком», адресованное структурным подразделениям Общества о необходимости переработки плана гражданской обороны, и иными исследованными при рассмотрении дела доказательствами, в частности сведениями, представленными Пермским филиалом ПАО «Ростелеком» из которого следует, что в данном филиале функционирует структурное подразделение Отдел мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которым с 01.10.2019 года руководит и исполняет возложенные на него организационно-распорядительные функции Кочетов Е.С., на которого, в силу п. 4.2 должностной инструкции возложена обязанность лично или с привлечением других работников организовывать и обеспечивать планирование мероприятий по подготовке к гражданской обороне, предупреждению и ликвидации возможных последствий ЧС на объектах филиала.
Указанным доказательствам мировым судьей была дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ПАО «Ростелеком» Кочетова Е. С. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и о его виновности в совершении правонарушения.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, вопреки убеждению автора жалобы, соблюдены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Оснований не доверять перечисленным выше доказательствам, не имеется, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину должностного лица Кочетова Е.С. в его совершении.
Довод заявителя о том, что ни ПАО «Ростелеком», ни он лично, не обладали информацией о сроках переработки и утверждения плана гражданской обороны, а в приказе МЧС № 216ДСП такие сроки не установлены, не опровергает выводов мирового судьи о наличии в действиях должностного лица Кочетова Е.С. состава вмененного правонарушения. Данные доводы являются субъективным мнением заявителя относительно фактических обстоятельств дела, основанном на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
В развитие положений, Федерального закона «О гражданской обороне», а также вышеуказанного Порядка, Приказом МЧС России от 27.03.2020 года № 216дсп (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №) был утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
Из смысла указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что планы, предусматривающие основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подлежат заблаговременной разработке в целях безотлагательного выполнения мероприятий по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в противном случае сама цель данных Планов и мероприятий утрачивает свою актуальность.
Наличие в Обществе плана гражданской обороны, утвержденного в 2012 году, не свидетельствует о выполнении начальником МПГОиЧС ПАО «Ростелеком» Кочетовым Е. С. требований законодательства о гражданской обороне, поскольку данный план разработан в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70дсп. Однако приказом МЧС России от 27.03.2020 года № 216дсп утвержден иной порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). О наличии нового Порядка должностному лицу Общества было известно, что подтверждается письмами, направленными ПАО «Ростелеком» за период 2020 -2021 г.г. в адрес администраций муниципальных образований о возможности согласования плана гражданской обороны и переработке планов гражданской обороны и ответами на них, а также протоколом осмотра, согласно которому предметом осмотра, в том числе, явилось письмо ПАО «Ростелеком» в структурные подразделения Общества о необходимости переработки плана гражданской обороны.
Именно в соответствии с новым Порядком подлежал переработке, согласованию и утверждению план гражданской обороны ПАО «Ростелеком». Однако на период проведения в отношении ПАО «Ростелеком» проверочных мероприятий утвержденный и согласованный в установленном порядке план гражданской обороны в ПАО «Ростелеком» отсутствовал.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося судебного акта. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения постановления мирового судьи не является.
Оснований для освобождения должностного лица Кочетова Е. С., который является руководителем Отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и исполняет организационно - правовые функции, от административной ответственности не усматривается.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При решении вопроса о назначении наказания, мировым судьей учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о должностном лице, который ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Наказание должностному лицу Кочетову Е. С. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, а потому является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Подлежащие выяснению по делу обстоятельства полностью установлены. На основании положений ст. 26.11 КоАП РФ мировым судьей им дана самостоятельная и независимая правовая оценка.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 06.05.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ПАО «Ростелеком» Кочетова Евгения Сергеевича оставить без изменения, жалобу Кочетова Е. С., - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу и может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: