по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 14 июня 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., рассмотрев в открытом заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью ООО «Аргус-Волга» на постановление № 42-18-2022-684 начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора Алябышевым С.А. от 05 апреля 2022 года о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
У С ТА Н О В И Л:
Постановлением № 42-18-2022-684 от 05 апреля 2022 года начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора ООО «Аргус-Волга» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, законный представитель ООО «Аргус-Волга» обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление изменить, снизить штраф ниже минимального. В обоснование жалобы указал, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось, отягчающих обстоятельств по делу не установлено, а на расчетных счетах ООО «Аргус-Волга» отсутствуют денежные средства, при этом имеются обязательства по выплате не только заработной платы сотрудникам, но и кредитные обязательства.
В судебном заседании представитель ООО «Аргус-Волга» Г.Т.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводы. Дополнила, что общество занимается изготовлением бронированных дверей и сейфов, спрос на которые в 1 кв. 2022 г. упал на 20 %, по 2 кв. 2022 г. – на 30 %, соответственно существенно снизилась выручка. Финансовое положение предприятия, в штате которого более 600 работников, в настоящее время сложное.
Представитель Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора Алябышев С.А. возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что допущенные обществом нарушение требований нормативов в области эксплуатации опасного производственного объекта, изложенные в пунктах 14, 18, 21, 24 акта проверки, несут угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасного производственного объекта определяются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует, что в период с 24 февраля по 10 марта 2022 года Приволжским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка ООО «Аргус-Волга» на основании решения Приволжского управления Ростехнадзора № Р-291-12-рш от 18 января 2022 года.
10 марта 2022 года в 11 часов 00 минут в ходе плановой проверки ООО «Аргус-Волга» установлено и отражено в акте проверки от 10 марта 2022 г., что ООО «Аргус-Волга» допущены следующие нарушения требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности по эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности: «Сеть газопотребления ООО «Аргус-Волга» per. №, «Сеть газопотребления промышленной базы» per. №, а именно:
1. При осуществлении идентификации опасных производственных объектов «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. №, «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № неверно и не в полном объеме учтены все его количественные и качественные характеристики, а именно в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты: отсутствует информация о внутренних газопроводах; указаны котлы «<иные данные>» зав. №, №, №, №, технологически не связанные с ОПО «Сеть газопотребления промышленной базы» per. №; не указаны заводские номера горелок газовых <иные данные>, <иные данные>; не указаны горелки газовые <иные данные>, установленные на котлах «<иные данные>»; не указаны площадки газифицированных помещений в нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 6, 7 Требований к регистрации объектов государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 № 471;
2. не представлено наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности технических устройств - газорегуляторные пункты шкафные <иные данные> зав. №, <иные данные> зав. №, газорегуляторная установка <иные данные> зав. №, котлы отопительные стальные водогрейные автоматизированные «<иные данные>» зав. №, №, применяемые на опасных производственных объектах «Сеть газопотребления» per. <иные данные>, «Сеть газопотребления» per. <иные данные>, что является нарушением подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 1661 от 12 октября 2020 года;
3. положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Аргус-Волга» не приведено в соответствие с пункта 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ № 2168 от 18 декабря 2020;
4. положение о порядке проведения работ по установлению причин, анализу и учету инцидентов на опасных производственных объектах ООО «Аргус-Волга» не учитывает соответствующие требования Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора № 503 от 08 декабря 2020 г.;
5. операторы котельной И.В.В., П.А.Д., Г.Г.А., Ж.А.Н. допущены к работе на опасных производственных объектах без подтверждения отсутствия медицинских противопоказаний к указанной работе в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
6. в Планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. №, «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № содержание общих разделов не соответствует установленным требованиям промышленной безопасности; в пунктах 4 специальных разделов не определены действия производственного персонала (операторы котельной) по локализации и ликвидации аварий в нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 11, 12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утвержденного постановление» Правительства № 1437 от 15 сентября 2020;
7. главный инженер ООО «Аргус-Волга» К.М.В., на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, не проводит проверки состояния промышленной безопасности в нарушение пункта 1 статьи 9, пункт 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «в» пункта 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
8. в ООО «Аргус-Волга» из числа руководителей или инженерно- технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, не назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию за каждый опасный производственный объект сетей газопотребления в нарушение пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020,
9. главный инженер ООО «Аргус-Волга» К.М.В., не являющийся руководителем ООО «Аргус-Волга», назначен ответственным за организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в нарушение пункта 1 статьи 9, пункт 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
10. На опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № при эксплуатации наружных надземных газопроводов высокого давления диаметром 102 и 89 не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла труб в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «е» пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ № 870 от 29 октября;
11. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № при эксплуатации наружного подземного газопровода высокого давления диаметром 102 в колодце не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «б» пункта 69 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
12. не приняты меры по предотвращению проникновения на опасный производственный объект «Сеть газопотребления ООО «Аргус-Волга» per. № посторонних лиц, а именно дверь ограждения надземного газопровода высокого давления не закрыта на замок в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
13. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № трасса наружного подземного газопровода высокого давления диаметром 102 не имеет опознавательных знаков, содержащих информацию о диаметре газопровода, давлении газа в нем, глубине залегания газопровода, материале труб, расстоянии до газопровода, телефонных номерах аварийно-спасательной службы организации в нарушение пункта 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «а» пункта 17 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, пункта 10 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых постановлением Правительства РФ № 878 от 20 ноября 2000,
14. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус-Волга» per. № не проведена поверка контрольно-измерительных приборов (напоромеры <иные данные>) в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункта 77 Технического регламента с безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ № 870 от 29 сентября 2010;
15. На опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № места установки датчиков контроля загазованности по угарному газу и метану, а также прокладка внутренних газопроводов среднего давления не соответствуют представленной проектной документации «Замена котлов в котельной ООО «<иные данные>» в <иные данные>» (шифр №) в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «а» пункта 56, пункта 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
16. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № в местах прокладки газопровода высокого давления диаметром 89 через стены котельной пространство между газопроводом и концами футляров не заделано битумом нефтяным изоляционным, что не соответствует представленной проектной документации «Замена котлов в котельной ООО «Электроавтоматика» в <иные данные>» (шифр №) и является нарушением пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «а» пункта 56 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
17. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № в местах прокладки газопровода высокого давления диаметром 89 через стены котельной пространство между футлярами газопровода и стенами здания не заделано цементным раствором, бетоном и т.п. на всю толщину пересекаемой конструкции в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, пункта 5.1.5 СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01- 2002 (с Изменениями № 1, 2); пункт 22 Перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1005-р от 10 июня 2011 г.;
18. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Аргус- Волга» per. № в окнах котельной вместо стекол установлены листы поликарбоната, чем не обеспечена легкосбрасываемость оконных проемов в нарушение пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
19. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № при эксплуатации наружных надземных газопроводов высокого давления диаметром 57, низкого давления диаметром 89 и 76 не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла труб в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «е» пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
20. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № в местах прокладки газопроводов высокого и низкого давления через стены производственного здания и здания котельной пространство между газопроводами и концами футляров не заделано битумом нефтяным изоляционным, что не соответствует представленной проектной документации «Техническое перевооружение системы теплоснабжения производственного здания лит. Т по <адрес>» (шифр №) и является нарушением пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункт «а» пункта 56 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
21. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № не проведена поверка контрольно-измерительных приборов - манометр <иные данные>, установленный в газорегуляторном пункте шкафном <иные данные> зав. №, датчики контроля загазованности по угарному газу и метану, установленные в производственном помещении, что является нарушением пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», пункта 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
22. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг и техническое обслуживание сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно деформирована опора газорегуляторного пункта шкафного <иные данные> зав. № в нарушение пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
23. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № на наружном газопроводе низкого давления установлен штуцер с краном, не предусмотренный проектной документацией «Техническое перевооружение системы теплоснабжения производственного здания лит. Т по <адрес>» (шифр <иные данные>) в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «а» пункта 56 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления;
24. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. № не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг и техническое обслуживание сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно имеются повреждения изоляционного покрытия (окраски) внутренних газопроводов высокого и низкого давления в нарушение пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
25. На опасном производственном объекте «Сеть газопотребления промышленной базы» per. <адрес> места установки датчиков контроля загазованности по угарному газу и метану в помещениях производственного здания и котельных не соответствуют представленной проектной документации «Техническое перевооружение системы теплоснабжения производственного здания лит. Т по <адрес>» (шифр <иные данные>), «Корректировка рабочего проекта «Автономное теплоснабжение административно-производственного здания <адрес>» (шифр №), «Техническое перевооружение цеха с установкой линии по нанесению полимерных покрытий на базе порошковых красок по адресу: <адрес> (шифр №) в нарушение пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», подпункта «а» пункта 56, пункта 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества вынесено постановление 05 апреля 2022 г. №, которым ООО «Аргус-Волга»" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Факт совершения ООО «Аргус-Волга» вышеперечисленных нарушений подтверждается собранными управлением в ходе проверки доказательствами – актом плановой выездной проверки от 10 марта 2022 г., протоколом об административном правонарушении и не оспаривается обществом.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что учреждение приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Учитывая приведенные обстоятельства, должностное лицо Ростехнадзора обоснованно пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным не имеется.
В жалобе общество, не оспаривая виновность в допущенном нарушении, просит снизить сумму административного штрафа.
Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, установленного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки исключительности обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов.
Оценив характер административного правонарушения, приняв во внимание обстановку его совершения и отсутствие последствий, имущественное и финансовое положение заявителя – ухудшение финансового положения на фоне изменившейся экономической ситцации, суд находит возможным снизить размер назначенного штрафа до 100000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 42-18-2022-684 от 05 апреля 2022 года о признании ООО «Аргус-Волга» виновным по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменить в части размера наказания, снизив размер штрафа ООО «Аргус-Волга» до 100000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Иванова