Погодина Н.М. Дело №30-2-444/2023
УИД 76RS0021-01-2023-001297-97
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 06 декабря 2023 года
Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области на решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 27 сентября 2023 года, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения Павловская основная школа имени А.К. Васильева Тутаевского муниципального района Крепковой Светланы Владимировны,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ярославской области – главным государственным инспектором труда ФИО6 вынесено постановление № 76/4-121-23-ППР/12-13896-И/17-283 о назначении административного наказания, согласно которому директор муниципального общеобразовательного учреждения Павловская основная школа имени А.К. Васильева (далее МОУ Павловская ОШ им.А.К.Васильева) Крепкова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ).
Решением судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 27.09.2023 указанное постановление отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Исполняющим обязанности Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области принесен протест на указанное решение судьи, в котором ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывается на ошибочность выводов судьи о нарушении порядка проведения проверки, доказанности вины Крепковой С.В. в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании прокурор Степанова Э.С. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что дело об административном правонарушении могло быть возбуждено прокурором при проведении надзорных мероприятий, в том числе в отсутствии решения о проверке. Поступившие в ходе надзорных мероприятий сведения послужили основанием для принятия решения о проведении проверки. В решении о проведении проверки допущена техническая ошибка в части неверного указания срока ее проведения с 11.07.2023, фактически проверка начала проводится с 12.07.2023 и после вручения Крепковой С.В. соответствующего решения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Крепкова С.В. против удовлетворения протеста возражала. Пояснила, что первоначально документы были запрошены прокурором 27.06.2023, данные документы были представлены, затем 12.07.2023 ей было вручено решение о проведении проверки и вновь запрошены документы, о проведении проверки она была уведомлена.
О месте и времени судебного заседания также извещалось должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - главный государственный инспектор труда ФИО6, не явился.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 18.07.2023 Тутаевским межрайонным прокурором в отношении директора МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева Крепковой С.В. по результатам рассмотрения материалов проверки возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, по фактам заключения с несовершеннолетними ФИО7, ФИО8 трудовых договоров с нарушением требований части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», абзаца 1 пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», части 3 статьи 63, статьи 68, 69, 266 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Приложения №20 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 834н, в отсутствие медицинских справок установленной учетной формы № 086/у.
По результатам рассмотрения дела директор МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева Крепкова С.В. привлечена постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое решение, судья городского суда со ссылкой на положения пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») пришел к выводу о том, что нарушен порядок проведения проверки в отношении МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева, что влечет невозможность использования результатов проверки в качестве доказательств совершения Крепковой С.В. вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем указанные выводы судьи преждевременны, сделаны без исследования всех обстоятельств дела.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Материалами дела подтверждается, 12.01.2023 заместителем Тутаевского межрайонного прокурора принято решение № 11-1-23 о проведении проверки МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева с целью обеспечения исполнения требований трудового законодательства и занятости несовершеннолетних, основание проверки – поручение прокуратуры Ярославской области от 08.06.2023, анализ сведений, полученных в ходе надзорной деятельности.
Срок проверки установлен с 11.07.2023 по 09.08.2023, т.е. ранее даты принятия соответствующего решения о проведении проверки – 12.07.2023.
Однако, как следует из протокола судебного заседания Тутаевского городского суда Ярославской области от 27.09.2023, прокурором указывалось, что в тексте решения о проведении проверки от 12.07.2023 допущена опечатка: дата начала проверки «11.07.2023» указана ошибочно. Данные пояснения судьей городского суда во внимание не приняты, и в совокупности с иными доказательствами на предмет соблюдения процедуры проверки, оценены не были.
При этом, как следует из материалов дела, решение о проведении проверки доведено до директора МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева Крепковой С.В. 12.07.2023. Материалами дела подтверждается, что 12.07.2023 Крепковой С.В. вручена повестка о явке в прокуратуру 18.07.2023 для дачи объяснений, 13.07.2023 Крепковой С.В. вручено требование о предоставлении информации. Самой Крепковой С.В. указывается, что все документы в рамках проверки были запрошены после ее уведомления о проведении проверки. Таким образом, фактически к мероприятиям в соответствии с решением о проведении проверки прокуратура приступила после надлежащего уведомления директора МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева Крепковой С.В.
Вместе с тем, надлежащая оценка данным обстоятельствам и пояснениям лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не дана.
Выводы судьи городского суда о том, что в нарушении пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» решение о проведении проверки вручено МОУ Павловская ОШ им. А.К.Васильева Крепковой С.В. на следующий день после начала проведения проверки, в связи с чем, полученные в ходе проверки доказательства являются недопустимыми, преждевременны, сделаны в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ без учета всех обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 27.09.2023 подлежит отмене, а дело по жалобе Крепковой С.В. - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 27 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения Павловская основная школа имени А.К. Васильева Тутаевского муниципального района Крепковой Светланы Владимировны, отменить.
Жалобу Крепковой Светланы Владимировны на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Ярославской области – главного государственного инспектора труда ФИО6 № 76/4-121-23-ППР/12-13896-И/17-283 о назначении административного наказания направить на новое рассмотрение в Тутаевский городской суд Ярославской области.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.И.Бисерова