Дело № 2-1161/2024
УИД 37RS0007-01-2024-001921-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2024 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Долинкиной Е.К., при секретаре Ивановой Л.И., с участием старшего помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области, действующего в интересах ФИО7, к Департаменту здравоохранения Ивановской области, Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить инвалида назначенным к применению лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л :
Кинешемский городской прокурор Ивановской области обратился в суд в интересах ФИО8 с иском к Департаменту здравоохранения Ивановской области, ОБУЗ «Кинешемская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить инвалида назначенным к применению лекарственным препаратом, который обосновал следующими обстоятельствами.
На основании обращения ФИО9 прокуратурой проведена проверка соблюдения прав на обеспечение последнего лекарственными препаратами, в ходе которой прокурором установлено, что ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 3 группы, имеет диагноз «<данные изъяты>», который включен в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403.
Медицинским заключением врача-гематолога РДКБ ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11. рекомендован лекарственный препарат «<данные изъяты>» 40 мг. 1 раз в день внутрь ежедневно длительно не менее 2 лет.
Аналогичные рекомендации даны ФИО12 в выписном эпикризе РДКБ ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» по результатам лечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Рекомендации о продолжении терапии агонистом рецепторов тромбопоэтина «<данные изъяты>» по жизненным показаниям даны также в заключении главного внештатного специалиста (гематолога) Департамента здравоохранения Ивановской области.
Таким образом, по жизненным показаниям, ввиду наличия у ФИО16 редкого (орфанного) заболевания, приводящего к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, последнему необходим лекарственный препарат «<данные изъяты>».
ФИО13 дважды обращался в Департамент здравоохранения Ивановской области за обеспечением его указанным лекарственным препаратом, однако ФИО14. отказано в предоставлении лекарственного препарата «<данные изъяты>» в связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, что по мнению Департамента, в случае приобретения препарата повлечет за собой нецелевое использование финансовых средств. Но отказ в предоставлении лекарственного препарата «Аватромбопаг» может повлечь угрозу жизни и здоровью ФИО15
ДД.ММ.ГГГГ в ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» состоялось заседание врачебной комиссии по рассмотрению вопроса назначения ФИО18. лекарственных препаратов. Согласно протокола комиссии, ФИО19 проведено лечение, в том числе препаратом «<данные изъяты>». В заключении указано, что пациент консультирован главным внештатным специалистом Департамента здравоохранения Ивановской области. ФИО20 рекомендован по жизненным показаниям препарат «<данные изъяты>». Комиссией рекомендовано ФИО21 принимать «<данные изъяты>» или «<данные изъяты>» лишь в связи с тем, что лекарственный препарат«<данные изъяты>» не входит в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов.
На основании изложенного, прокурор просит суд: возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО22 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» до его отмены; возложить на ОБУЗ «Кинешемская центральная районная больница» обязанность осуществить отпуск лекарственного препарата «<данные изъяты>».
Старший помощник Кинешемского городского прокурора Ивановской области Скворцова А.В. исковые требования поддержала в полном объёме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнила, что следует обязать ответчика Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить ФИО24. указанным лекарством в дозировке, рекомендуемой медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям.
ФИО25. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ОБУЗ «Кинешемская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в разрешении данного вопроса полагается на усмотрение суда.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд с согласия прокурора Скворцовой А.В., считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет установленный диагноз «<данные изъяты>» (л.д. 7). Он имеет третью группу инвалидности. В справке МСЭ – 2023 № в строке «причина инвалидности» указано «Инвалидность с детства», группа инвалидности установлена бессрочно (л.д.23).
По состоянию здоровья ФИО27. нуждается в длительном приеме лекарственного препарата «<данные изъяты>» в дозе 40 мг/сутки (не менее 2 лет), что подтверждается следующими документами:
- осмотром врача-гематолога ОБУЗ «ИВОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ, в рекомендации указано, что с целью предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания, по жизненным показаниям рекомендовано продолжить терапию аватромбопагом в дозе 40 мг/сутки длительно;
- заключением главного внештатного специалиста Департамента здравоохранения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения медицинских документов, установлено, что с учетом наличия неполного и нестойкого ответа на терапию 1-ой и 2-ой линии ФИО28. по жизненным показаниям рекомендуется лечение агонистами рецепторов тромбопоэтина – <данные изъяты> 50-75 мг в сутки или ромиплостим 5-10мкг/кг 1 раз в неделю п/к с коррекцией дозировки по уровню тромбоцитов (целевой уровень 50-150 тыс.) При наличии возможности, рассмотреть вопрос о продолжении терапии агонистами рецепторов тромбопоэтина <данные изъяты> 40 мг 1 раз в день внутрь ежедневно длительностью не менее 2 лет. Препарат рекомендован по жизненным показаниям для предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания (целевые значения тромбоцитов 50-200 тыс.);
- медицинским заключением врача-гематолога РДКБ ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России» № №а от ДД.ММ.ГГГГ рекомендован <данные изъяты> 40 мг 1 раз в день внутрь ежедневно длительно не менее 2 лет. Препарат назначен по жизненным показаниям для предотвращения рецедивирования и прогрессии основного заболевания. Коррекция дозы препарата по уровню тромбоцитов, целевые значения тромбоцитов 50-200 тыс/мкл.;
- заключением врачебной комиссии ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано при отсутствии «<данные изъяты>» назначение <данные изъяты> 50-75 мг в сутки или <данные изъяты> 5-10 мкг/сут 1 раз в неделю п/к.,
- медицинским заключением ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский цент гематологии» министерства здравоохранения Российской Федерации по итогам экспертной комиссии по рациональному назначению дорогостоящих лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с учетом отсутствия эффекта на терапию <данные изъяты>, наличия ответа на терапию <данные изъяты> в анамнезе (клиническое исследование), рекомендован препарат «<данные изъяты>» в стартовой дозе 20 мг/сутки. Медицинские документы ФИО29 обсуждены на экспертной комиссии о рациональному назначению дорогостоящих лекарственных препаратов ФГБУ «НМИЦ гематологии» МЗ РФ, принято решение рекомендовать терапию <данные изъяты> в стартовой дозе 20 мг/сут внутрь (максимально 40 мг/сут) с коррекцией дозы под контролем гемограммы с последующей оценкой эффективности через 3 месяца (л.д. 7, 8,16-18).
ФИО31. дважды обращался в Департамент здравоохранения Ивановской области с целью обеспечения его препаратом «<данные изъяты>», но было отказано в его обеспечении со ссылкой на то, что данный лекарственный препарат не входит в льготный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и Департамент не производит закупку лекарственных препаратов, не входящих в перечень лекарственных препаратов, установленного территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области, так как это является нецелевым использованием финансовых средств. В заключении главного внештатного гематолога Департамента по жизненным показаниям рекомендовано лечение препаратами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 утвержден перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, где в пункте 5 указано заболевание, которым страдает ФИО32. (<данные изъяты>).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.01.2023 № 24-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Пунктом 5.4 названной программы предусмотрено, что расходы областного бюджета включают в себя:
1) обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми населению в соответствии с группами населения и категориями заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с группами населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, установленными соответственно частями 1, 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 12.11.2012 N 93-ОЗ "Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области" (далее - Закон Ивановской области N 93-ОЗ), в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях согласно инструкциям по применению лекарственных препаратов;
обеспечение лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинскими изделиями, отпускаемыми населению в соответствии с группами населения, установленными частью 1 статьи 4 Закона Ивановской области N 93-ОЗ, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно согласно разделу I приложения 1 к Территориальной программе госгарантий.
Аналогичная норма отражена в п. 5.4 Постановления Правительства Ивановской области от 19.02.2024 N 50-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
В соответствии с п. 1.1 постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 578-п "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области" Департамент здравоохранения Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области.
Департамент, в том числе осуществляет следующие полномочия: в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" осуществление следующих полномочий РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п. 2.9 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области).
Пунктом 2.30 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области предусмотрено, что Департамент осуществляет в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом РФ, бюджетные полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.
Из указанных положений законов следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по перечню, утверждаемому Правительством РФ, относятся к полномочиям РФ, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов РФ с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.
При этом в силу положений ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Поскольку истец по жизненным показаниям должен получать рассматриваемый препарат, отказ в его выдаче опасен для жизни, суд приходит к выводу о том, что отсутствие спорных препаратов в соответствующих Перечнях и Стандартах, утверждаемых Правительством РФ, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а потому соответствующие доводы представителя Департамента суд находит несостоятельными. Государством гарантировано лицам, имеющим редкие (орфанные) заболевания, обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта РФ.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ивановской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов первой группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Медицинским заключением ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) учитывая отсутствие эффекта на терапию <данные изъяты>, наличия ответа на терапию <данные изъяты> в анамнезе ФИО34. рекомендована терапия <данные изъяты>.
Таким образом, медицинским документом, содержащим назначение лекарственного препарата, выданным федеральным медицинским учреждением в установленном порядке, установлены характер и динамика имеющегося у пациента заболевания, носящего по заключению консилиума врачей прогрессирующий характер, наличие реальной угрозы здоровью пациента вследствие утраты возможности своевременного лечения дорогостоящим лекарственным препаратом, являющимся единственным возможным средством оказания ему медицинской помощи.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента здравоохранения Ивановской области в обеспечении ФИО35. этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
С учетом изложенного, именно на Департамент здравоохранения Ивановской области надлежит возложить обязанность по бесплатному обеспечению ФИО36. лекарственным препаратом для лечения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при наличии у ФИО37 статуса инвалида 3-й группы (ранее имел статус ребенок-инвалид), вследствии его нуждаемости по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «<данные изъяты>», назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебных комиссий ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» и Медицинским заключением ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований и возложения на Департамент здравоохранения Ивановской области обязанности организовать бесплатное обеспечение ФИО38., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям.
После закупки Департаментом здравоохранения Ивановской области лекарственного препарата «<данные изъяты>» в дозировке, рекомендуемой компетентной медицинской организацией, ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» обязана осуществить отпуск лекарственного препарата ФИО39 в связи с чем, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области (ИНН №), действующего в интересах ФИО40 (паспорт №), удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области (ИНН №) обязанность организовать бесплатное обеспечение ФИО41, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке, рекомендуемой медицинской организацией, до его отмены по медицинским показаниям.
Возложить на Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница» (ИНН №) обязанность осуществить отпуск лекарственного препарата «<данные изъяты>» ФИО42.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.К. Долинкина
Решение в окончательной форме принято 12 июля 2024 года.