УИД 59RS0004-01-2022-001890-16
Судья Корепанова О.А.
Дело № 72-594/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 30 июня 2022 г. в г. Перми жалобу председателя административной комиссии Ленинского района г. Перми К. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Качество жизни",
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии Ленинского района г. Перми № 62 от 1 марта 2022 г. общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Качество жизни" (далее по тексту - ООО "УК "Качество жизни") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г. вышеуказанное постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в краевой суд, председатель административной комиссии Ленинского района г. Перми К. просит об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., указав на его незаконность и необоснованность, нарушение норм права, а также неправильное определение обстоятельств по делу.
В судебном заседании в краевом суде председатель административной комиссии Ленинского района г. Перми К., законный представитель, защитник ООО "УК "Качество жизни", извещенные о времени и месте надлежаще, участия не принимали.
Представитель административного органа В. просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административной комиссии Ленинского района г. Перми.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Пермской городской Думы № 277 от 15 декабря 2020 г. утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми (далее по тексту – Правила благоустройства), которые разработаны с целью формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 11.1 Правил благоустройства, владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.
На основании пункта 11.2.1 Правил благоустройства, запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения.
При содержании фасада здания, строения, сооружения должны устраняться любые повреждения фасада, включая надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства;
В соответствии с пунктом 11.2.3 Правил благоустройства, повреждения строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов фасада здания, строения, сооружения, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента обнаружения повреждения, иные повреждения (надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства) должны устраняться в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения повреждения.
В случае повторного нанесения надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, рекомендуется обработать места фасада здания, строения, сооружения защитными средствами, препятствующими нанесению таких повреждений.
На основании пункта 11.3.1 Правил благоустройства, фасад здания, строения, сооружения не должен иметь видимых повреждений архитектурно-конструктивных элементов, отделки и инженерных элементов, повреждений рекламных конструкций, вывесок, а также надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства. Повреждения окраски фасадов зданий не должны превышать более 1 % от общей площади фасада.
Из материалов дела следует, что в ходе осмотра территории Ленинского района 25 января 2022 г. в 10:24 час. на территории Ленинского района г. Перми по адресу: ****, ООО "УК "Качество жизни" не устранило с фасада здания в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства, ранее обнаруженные в ходе осмотра территории Ленинского района 10 января 2022 г., в нарушение пунктов 11.1, 11.2.1, 11.2.3, 11.3.1 Правил благоустройства.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "УК "Качество жизни" протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015г. № 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" и привлечении лица к административной ответственности по указанной норме.
Судья районного суда, отменяя постановление по делу об административном правонарушении исходил из того, что акт осмотра территории Ленинского района г. Перми от 10 января 2022 г. ООО "УК "Качество жизни" не направлялся, а имеющееся в материалах дела уведомление об устранении признаков нарушений от 10 января 2022 г., о необходимости устранения выявленных нарушений в десятидневный срок было направлено в адрес ООО "УК "Качество жизни" по электронной почте, однако доказательств того, что юридическое лицо получило указанное уведомление материалы дела не содержат, в связи с чем доказательств того, что ООО "УК "Качество жизни" было уведомлено об обязанности устранить в десятидневный срок с 10 января 2022 г. выявленное нарушение, суду не представлено.
Также судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, указал на отсутствие доказательств, подтверждающих, что общая площадь ненадлежащих изображений на фасаде здания составляла более 1 процента площади фасада.
Вместе с тем решение судьи районного суда законным признать нельзя, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имелось.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Качество жизни", является организацией, обеспечивающей содержание здания, расположенного по адресу: ****.
10 января 2022 г. ведущим специалистом - квартальным инспектором административно-технического отдела по Ленинскому району муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Перми" В. был составлен акт осмотра территории Ленинского района г. Перми, что в ходе осмотра территории Ленинского района г. Перми 10 января 2022 г. в 11:06 час. непосредственно обнаружено, что по адресу **** (организация, обеспечивающая содержание указанного здания ООО "УК "Качество жизни") на фасаде здания имеются надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства, в нарушение пунктов 11.1, 11.2.1, 11.3.1 Правил благоустройства.
ООО "УК "Качество жизни" было направлено уведомление № 059-25/1-05-02/Л-8 об устранении признаков нарушений от 10 января 2022 г. на официальный сайт ***. Из отчета о доставке электронной почты следует, что доставка получателям выполнена.
Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении сослался на редакцию части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", действовавшей до 11 сентября 2021 г.
Судьей районного суда не учтено, что часть 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", которая вменена ООО "УК "Качество жизни" на дату совершения административного правонарушения изложена в новой редакции, в соответствии с которой срок для устранения надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы) устанавливается муниципальным нормативным правовым актом.
Кроме того, согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 г., к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится также выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов.
Следовательно, содержание фасада является составной частью содержания имущества многоквартирного дома, его надлежащее содержание и своевременную очистку осуществляет управляющая организация многоквартирного дома.
Согласно требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г. (далее по тексту – Правила содержания), управляющая компания несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе за состояние фасада здания.
Для этого управляющая компания обязана проводить осмотры общего имущества, в том числе фасадов здания, оформлять акты осмотра, доводить результаты осмотра до сведения собственников помещений и предлагать принять меры по содержанию общего имущества (пункты 14, 31 Правил содержания).
Учитывая изложенное, содержащийся в решении судьи районного суда вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых ООО "УК "Качество жизни" привлечено к административной ответственности, основан на неправильной оценке собранных по делу доказательств и неверном применении норм материального права.
Таким образом, в ходе разбирательства судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, изложенных в статьях 24.1, 26.1 КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
При этом в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не допускается.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
При этом также подлежат отмене постановление административного органа, отмененное решением судьи районного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015г. № 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", составляет два месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО "УК "Качество жизни" дела об административном правонарушении, имели место 25 января 2022 г.
В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенной на предыдущей стадии производства по делу ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки действий ООО "УК "Качество жизни", поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности, истек.
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос № 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г., пересматривая в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Подобный правовой подход изложен в постановлениях судьи Верховного Суда Российской Федерации № 46-АД21-70-К6 от 6 июля 2021 г., № 48-АД21-7-К7 от 5 июля 2021 г.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление административной комиссии Ленинского района г. Перми от 1 марта 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Качество жизни", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись.