Дело № 2-646/2022
УИД: 29RS0023-01-2021-005679-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2022 года |
город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Баранова П.М.
при секретаре Зуевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Гореловой Натальи Николаевны к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании заработной платы,
установил:
Горелова Н.Н. обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России) о взыскании заработной платы.
В обоснование указала, что работает у ответчика в должности <данные изъяты>. В период с апреля 2020 года по август 2021 года работодатель не производил ей выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, не производил выплаты за дополнительный объем работы, несмотря на увеличение рабочей нагрузки, поскольку количество обслуживаемых коек не соответствует утвержденным нормам труда, с марта по ноябрь 2020 года не производил выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ за оказание медицинской помощи в стационарных условиях как младшему медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, считает, что ее заработная плата без учета компенсационных и стимулирующих выплат должна быть не ниже минимального размера оплаты труда. Считает, что работодатель выплачивал ей заработную плату в размере ниже минимального размера оплаты труда, включая в нее стимулирующие и компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Просила взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за период с апреля 2020 года по август 2021 года в размере 220254 рублей (т. 1 л.д. 3 – 18).
В судебном заседании истец Горелова Н.Н. на иске настаивала, представитель ответчика ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России с иском не согласился.
Третье лицо ФМБА России, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что истец Горелова Н.Н. работает в ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России в должности <данные изъяты>
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н, должность истца относится к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал) (п. 1.5).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Обращаясь в суд, истец указывает, что работодатель не производил ей выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, выплаты за дополнительный объем работы в связи с увеличением нагрузки, выплаты стимулирующего характера в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также выплачивал заработную плату в размере ниже минимального размера оплаты труда (без учета компенсационных и стимулирующих выплат).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Подпунктами «а» и «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза; принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение данного указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, предусматривающая в качестве целевого показателя достижение в 2017 и 2018 годах соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (агрегированные значения) на уровне 100 %.
Таким образом, данным указом и программой предусмотрено соотношение средней заработной платы категории работников (младшего медицинского персонала) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, но не соотношение заработной платы конкретного работника, относящегося к данной категории, и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России и средней заработной платы в Архангельской области по итогам 2020 года составило 118 %, в январе 2021 года – 112 %, что выше целевого показателя, составляющего 100 % (т. 1 л.д. 75 – 100). Снижение данного соотношения в период с марта по август 2021 года (т. 2 л.д. 9 – 12) само по себе не свидетельствует о нарушении ответчиком права истца на оплату труда.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р какой-либо специальной выплаты медицинским работникам, в том числе относящимся к младшему медицинскому персоналу, не установлено, обязанность работодателя производить какие-либо денежные выплаты в пользу конкретных работников не предусмотрена.
В связи с этим доводы истца о том, что ей ответчиком не производилась стимулирующая выплата за достижение целевых показателей (индикаторов), в связи с чем заработная плата выплачивалась не в полном размере, не основаны на законе.
В силу ст. 160 ТК РФ нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Пунктом 4.1.3.5 коллективного договора ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России на 2018 – 2021 годы предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику устанавливается доплата по соглашению сторон. Объем возлагаемой на работника дополнительной нагрузки и размер доплаты определяется руководителем подразделения в пределах утвержденного фонда оплаты труда подразделения. С условиями выполнения работы по совмещению профессий, увеличению объема работы следует ознакомить работника под роспись до начала работы (т. 1 л.д. 176 – 242).
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 919н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», пунктом 12 которого предусмотрено, что число коек для реанимации и интенсивной терапии при оказании медицинской помощи по профилю «анестезиология и реаниматология» в медицинской организации устанавливается руководителем медицинской организации в зависимости от потребностей, обусловленных видами и объемом оказываемой медицинской помощи, и составляет не менее 3% общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющих коечный фонд от 200 до 400 коек, не менее 5% общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющий коечный фонд более 400 коек, и не менее 6 коек из общего коечного фонда в медицинских организациях, имеющих коечный фонд менее 200 коек.
Согласно приложению № 8 к данному Порядку для отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения в палате реанимации и интенсивной терапии (на 6 коек) для обеспечения круглосуточной работы предусматривается 4,75 штатных единицы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Согласно штатному расписанию в отделении анестезиологии и реанимации № 2 (на 6 коек) предусмотрено 6 штатных единиц младших медицинских сестер по уходу за больными. При этом в спорный период среднее количество пациентов в отделении составляло 3,2 человека в день.
Из материалов дела следует, что в случае увеличения количества поступающих пациентов в отделение анестезиологии и реанимации № 2 его круглосуточная работа обеспечивается открытием 3-го поста, для чего на основании рапорта заведующего отделением медицинские сестры-анестезисты привлекаются к сверхурочное работе (работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени), а работающим в период открытия 3-го поста врачам и младшим медицинским сестрам по уходу за больными производится доплата.
Материалами дела подтверждается, что такая доплата в размере 50 % должностного оклада за фактически отработанное время производилась истцу в феврале, марте, апреле, мае, октябре 2020 года, в феврале, марте, апреле, мае 2021 года на основании приказов начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 18.02.2020 № 126-к, от 11.03.2020 № 188-к, от 30.04.2020 № 361-к, от 06.05.2020 № 378/1-к, от 18.05.2020 № 413/2-к, от 02.11.2020 № 1374-п, от 01.03.2021 № 112-п, от 24.03.2021 № 187-п, от 23.04.2021 № 287-п, от 31.05.2021 № 349-п. В расчетных листках истца данная доплата обозначена как надбавка за интенсивность труда (по часам) (т. 1 л.д. 103 – 115, т. 2 л.д. 32 – 38).
Доказательств того, что истец постоянно выполняет увеличенный объем работы по сравнению с нормативным, в связи с чем данная надбавка ей должна выплачиваться постоянно, в материалах дела не имеется, истцом таких доказательств не представлено. При этом из возражений ответчика следует, что среднее количество пациентов в отделении анестезиологии и реанимации № 2 в спорный период не превышало нормативов.При таких обстоятельствах суд полагает мнение истца о том, что работодателем не в полном размере произведена оплата труда в связи с увеличением объема работы, необоснованным.
Истец ссылается на то, что в 2020 году работодателем не производились стимулирующие выплаты в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. При этом истец ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 (утратило силу с 01.11.2020) были утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с п. 10 указанных Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Вместе с тем, ответчик ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России является федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, в связи с чем не подведомственно органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органам местного самоуправления.
Таким образом, правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415, в отношении ответчика не применяются.
Вместе с тем, приказом ФМБА России от 13.04.2020 № 106 утверждены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета (п. 2 порядка).
В соответствии с подпунктом «и» п. 3 данного порядка выплаты стимулирующего характера устанавливаются младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - до 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п. 5 данного порядка локальным нормативным актом медицинской организации ФМБА России устанавливается:
а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера выплачиваются в составе заработной платы за фактически отработанное время, начиная с 16.03.2020, из расчета месячной нормы рабочих часов на одну занятую ставку (п. 6 порядка).
Во исполнение приказа ФМБА России от 13.04.2020 № 106 приказом и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 03.06.2020 № 418 введено в действие с 01.06.2020 Положение о порядке распределения выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции по стационару.
Указанным Положением определены перечни подразделений ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат, и перечень должностей, по которым устанавливается стимулирующая выплата. К таким подразделениям отнесено, в том числе, отделение анестезиологии-реанимации № 2, к должностям медицинских работников – младшие медицинские сестры по уходу за больными.
Положением установлены суммы выплат, в том числе, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – в размере 12273 рублей 30 копеек, а также предусмотрено, что указанная сумма стимулирующих выплат включает районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, расчет суммы стимулирующих выплат производится, исходя из табеля учета рабочего времени за фактически отработанное время за месяц из расчета месячной нормы часов на одну занятую ставку при контакте с пациентом с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс, и/или лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Согласно справке заместителя начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России по финансовым и экономическим вопросам в марте, апреле, августе, сентябре, октябре 2020 года пациенты с подтвержденным диагнозом COVID-19 в отделение анестезиологии-реанимации № 2 не госпитализировались, выплаты, предусмотренные приказом ФМБА России от 13.04.2020 № 106, младшему медицинскому персоналу в этот период не осуществлялись в связи с отсутствием контакта с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Вместе с тем, в соответствии с приказом и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 05.06.2020 № 787-п истцу в июне произведена выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку как медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, за май 2020 года пропорционально фактически отработанному времени, что подтверждается расчетным листком истца за май 2020 года (т. 1 л.д. 107).
Доказательств наличия обстоятельств, дающих истцу право на получение данной выплаты в другие месяцы, истцом в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что работодателем истца исполнена обязанность в части осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Доводы истца о том, что заработная плата выплачивалась ответчиком в размере ниже минимального размера оплаты труда, суд отклоняет.
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно части первой ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По смыслу ст. 129 ТК РФ тарифная ставки и оклад (должностной оклад) являются фиксированной составной частью заработной платы за исполнение работником своих трудовых обязанностей за единицу времени (календарный месяц – в случае оклада). При этом указание в дефинициях, приведенных в ст. 129 ТК РФ, на исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности предполагает дифференциацию размеров тарифных ставок (окладов) в рамках принятой работодателем системы оплаты труда в зависимости от сложности выполняемых работниками обязанностей.
Системное истолкование содержания статей 129, 133 и 135 ТК РФ позволяет сделать вывод, что действующим в настоящее время в Российской Федерации трудовым законодательством допускается установление окладов (должностных окладов), а соответственно и тарифных ставок, как составной части заработной платы работников, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем, при этом должно выполняться императивное требование закона о том, что заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени за месяц и выполнивших нормы труда, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Способ выполнения данного требования закона работодатель вправе определять самостоятельно с учетом действующей у него системы оплаты труда.
Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315 – 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2020 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации был установлен в сумме 12130 рублей в месяц, с 01.01.2021 – в размере 12792 рублей.
Приказом начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 30.01.2020 № 60 предусмотрено установление с 01.01.2020 стимулирующей выплаты за интенсивность труда работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, при начислении заработной платы которых сумма начисленных выплат (в том числе оплата по окладу, выплаты за работу с вредными или опасными условиями труда, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплата за разрывной день, повышающий коэффициент за квалификационную категорию, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за напряженность и особые условия труда, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, стимулирующие выплаты за эффективность и качество труда, премии по итогам работы, стимулирующие выплаты за обслуживание пациентов на дому, стимулирующие выплаты специалистам поликлиник, стимулирующие выплаты за оказание медицинской помощи в стационаре, выплаты за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, выплаты за оказание медицинской помощи по родовым сертификатам, стимулирующие выплаты по положениям о внебюджетной деятельности) меньше 12130 рублей.
Приказом исполняющего обязанности начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 18.01.2021 № 17/1 предусмотрено с 01.01.2021 минимальный размер оплаты труда для работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) установлен в размере 12792 рублей, а также установлены виды выплат, входящих в минимальный размер оплаты труда (оплата по окладу, выплаты за работу с вредными или опасными условиями труда, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплата за разрывной день, повышающий коэффициент за квалификационную категорию, надбавка за непрерывный стаж, надбавка за напряженность и особые условия труда, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы по индивидуальным приказам, стимулирующие выплаты за эффективность и качество труда, за обслуживание пациентов на дому, стимулирующие выплаты специалистам поликлиник, стимулирующие выплаты за оказание медицинской помощи в стационаре, выплаты за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, выплаты за оказание медицинской помощи по родовым сертификатам, стимулирующие выплаты по положениям о внебюджетной деятельности).
Расчетными листками истца и представленными ответчиком расчетами подтверждается, что в спорный период заработная плата начислялась истцу с учетом положений приказов от 30.01.2020 № 60 и от 18.01.2021 № 17/1, в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом видов выплат, установленных данными приказами (т. 1 л.д. 75 – 100, 103 – 115, т. 2 л.д. 22 – 31, 32 – 38).
При таких обстоятельствах нарушений ответчиком прав истца в части размера оплаты труда суд не усматривает.
На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении иска Гореловой Натальи Николаевны к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
П.М. Баранов |
Изготовлено мотивированное решение 08 апреля 2022 года |