Дело № 2-2843/2020
УИД 21RS0015-01-2020-000220-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Степановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б.,
с участием представителей истца Шабановой Л.П., Маряхичевой О.А.,
представителя ответчика КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии Ивановой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки "Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об установлении факта нахождения на иждивении, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда и ежемесячную компенсацию за потерю кормильца,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики» об установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, по потере кормильца, с последующей индексацией по следующим основаниям.
Её муж, ФИО2 в результате заболевания, полученного при выполнении обязанностей воинской службы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умер дата. После его смерти дата истица обратилась с заявлением в Отдел социальной защиты населения адрес Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, как вдове умершего инвалида, предусмотренной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», денежной компенсации по потере кормильца. Ответчик отказал в назначении выплат, поскольку она не представила документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении мужа.
После выхода на пенсию истица находилась на иждивении супруга, размер ее пенсии незначителен, иных доходов она не имела и не имеет. Материальная помощь от супруга являлась постоянным и основным источником средств существования истицы.
В судебном заседании представители истицы исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, что истица с мужем проживали совместно, вели совместное хозяйство, имели общий бюджет, деньги тратили совместно на бытовые нужды, приобретение лекарств, продуктов питания, оплату коммунальных расходов. После выхода на пенсию она иных доходов не имела, ухаживала за супругом. Дочери жили с ними до 1991 г. и 1998 г. После указанного времени супруги жили вдвоем.
В судебном заседании представитель ответчика в иске просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Суд, заслушав и оценив доводы сторон, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
В соответствии со ст. 41 названного Закона эти граждане также имеют право на получение ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью 4 статьи 39 названного закона предусмотрена выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате несчастного случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона - право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате несчастного случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником к существованию.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30.09.2010 г. N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 11-П указано, что положения Закона РФ от 18.06.1992 г. не содержат определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
Таким образом, в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.
Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Из материалов гражданского дела следует, что истица, являющаяся пенсионером по старости с дата, состояла в браке и проживала совместно с ФИО2, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имевшим вследствие этого заболевание и умершим дата.
Как следует из справки Отдела социальной защиты населения адрес Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, ФИО2 являлся получателем денежных компенсаций через Отдел.
Согласно ч. 1 ст. 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации размер возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, исчисляется из той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. Наряду с заработком умершего, определяемым по правилам статьи 1086 ГК РФ, в состав его доходов включаются также получаемые им при жизни пенсии, пожизненное содержание, пособия и другие подобные выплаты.
Таким образом, получаемая ФИО2 ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, назначенная в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включается в состав дохода, который мог предоставляться его иждивенцам.
В период с дата по дата ФИО2 были получены: денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме ------, ежегодная компенсация на оздоровление в сумме ------, ежемесячные денежные выплаты в сумме ------ за период с дата по дата, и в сумме ------ за период с дата по дата.
Доход ФИО2 за период с дата по дата составил ------
Среднемесячный доход составил ------
Истица является получателем пенсии по старости, размер её пенсии в период с дата по дата составлял ------, а с дата по дата – ------
Средний доход истицы составлял ------
Общий доход семьи в месяц составлял ------
Доля, приходящаяся на одного человека, составляла ------
Разница в размере доходов самой истицы и получаемых от её супруга доходов составляла ------
С учетом проживания в сельской местности, суд признает данную сумму, составляющую 57,08% от собственного дохода истицы, значительной для истицы.
Таким образом, на момент смерти супруга истица являлась получателем страховой пенсии по старости, иного дохода заявитель не имеет, зарегистрирована и проживала совместно с супругом, вела с ним совместное хозяйство, супруги имели общий бюджет, следовательно, материальная помощь, получаемая истицей от супруга в период их совместного проживания до смерти ФИО2, являлась постоянным и основным источником средств к существованию истицы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, того, что приходящаяся на истицу доля доходов её супруга была выше собственных доходов истицы, а также с учетом расходов, действующего уровня розничных цен на товары и услуги, оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, суд приходит к выводу о доказанности факта иждивения и удовлетворяет требования истицы об установлении факта нахождения на иждивении супруга.
В соответствии с положениями части второй пункта 15 статьи 14, статьи 41, статьи 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона истица имеет право на получение соответствующих компенсаций с последующей индексацией.
Согласно Порядку выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам предоставляются следующие документы: заявление о выплате денежной компенсации; копия документа удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; документы подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие), документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении.
И, соответственно, в соответствии с п. 7. Постановления денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Исходя из изложенного, суд удовлетворяет требования истицы в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Установить факт нахождения ФИО3, дата рождения, на иждивении супруга ФИО2, дата рождения, уроженца адрес, умершего дата.
Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить ФИО3 компенсации, предусмотренные частью второй пункта 15 статьи 14, статьей 39, статьей 41 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, со дня обращения за ними.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 18 сентября 2020 г.
Председательствующий судья Н.А. Степанова