УИД 29RS0025-01-2024-000351-34
Дело № 2-245/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 июня 2024 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,
с участием истца Корякина Ю.А.,
представителя ответчика администрации Устьянского муниципального округа Швабской О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корякина Ю.А. к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Корякин Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что 29 июня 2011 г. ему как сироте предоставлено неблагоустроенное жилое помещение общей площадью ... кв.м. по адресу: .... Вследствие пожара 25 декабря 2021 г. на втором этаже его квартира была затоплена водой. После случившегося он обратился к главе администрации МО «Шангальское» с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения для проживания, обещали сделать капитальный ремонт. До настоящего времени квартира не отремонтирована, проживать в ней невозможно, вынужден снимать жилье. Истец, ссылаясь на ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57, 86-88 ЖК РФ просит признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика предоставить ему как сироте благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Истец Корякин Ю.А. на судебном заседании уточнил исковые требования, просил предоставить жилое помещение вследствие того, что ранее предоставленное ему жилое помещение ..., стало непригодным для проживания по причине затопления в результате пожара. Пояснил, что в 2011 г. ему ... было предоставлено жилое помещение по адресу: .... 25 декабря 2021 г. в квартире, расположенной выше, произошел пожар, в результате чего его квартиру залили, а так как на улице был мороз, она промерзла, печь на кухне разрушилась, в квартире невозможно было проживать, по настоящее время он вынужден снимать жилье. С заявлением о проведении ремонта, о предоставлении маневренного жилья в сельскую администрацию, а потом и в администрацию округа не обращался, на учете в качестве нуждающегося, малоимущего не состоит.
Представитель ответчика администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабская О.Д. на судебном заседании уточненные исковые требования не признала, жилое помещение не признано непригодным для проживания. Дом, в котором находится жилое помещение, не признан аварийным. Корякин Ю.А. после случившегося ремонтом квартиры не занимался, длительный период времени в квартире не проживает.
Суд, заслушав истца, ответчика, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются на основании договора социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2009 г. обозначил правовую позицию, согласно которой пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма выступает как дополнительная гарантия конституционного права на жилище и связывает возникновение такого права с утратой пригодного для проживания жилого помещения и объективным лишением возможности проживать в ранее предоставленном гражданину жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда.
Внеочередное предоставление жилого помещения подразумевает защиту жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно, а также в случае, если жилое помещение представляет собой опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния или по иным основаниям.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Устьянский район» от ... г. ... за Корякиным Ю.А., ..., была закреплена жилая площадь по адресу: ....
Постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от ...г. ... за Корякиным Ю.А. было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в пределах МО «Череновское».
Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что наряду с другими названными в этой норме категориями детей лица из числа детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 14 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 15 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
По информации отдела опеки и попечительства администрации Устьянского муниципального округа Корякину Ю.А. ранее было предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке.
По договору социального найма жилого помещения от ...г., заключенному между МО «Череновское» и Корякиным Ю.А., последнему предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью ... кв.м. по адресу: ....
В настоящее время в отношении данной квартиры между Корякиным Ю.А. и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области заключен договор социального найма жилого помещения ... от ...г.
Спорная квартира расположена в двенадцатиквартирном двухэтажном деревянном доме ... года постройки.
Ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ... от 16 мая 2024 г. подтверждается отсутствие у Корякина Ю.А. права собственности на недвижимое имущество, зарегистрированное в установленном законом порядке.
В силу части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.
Справкой о пожаре от 1 апреля 2024 г., выданной ОНДиПР Вельского и Устьянского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Архангельской области, 25 декабря 2021 г. около 14 часов 32 минут произошел пожар в многоквартирном жилом доме по адресу: .... В результате пожара огнем уничтожена квартира № ....
Судом установлено, что возгорание произошло в квартире № ..., нанимателем которой является ФИО1 По решению Устьянского районного суда Архангельской области от 26 сентября 2023 г., вступившему в законную силу 17 января 2024 г., на администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт жилого помещения по адресу: ....
Решение до настоящего времени не исполнено.
8 апреля 2024 г. тем же судом вынесено решение, которым с ФИО1 в пользу администрации Устьянского муниципального округа взыскана сумма причиненного ущерба в размере 500 000 рублей, поскольку причиной пожара явилась аварийная работа морозильника, принадлежащего ФИО1, ответственность за надлежащую и безопасную работу которого, его противопожарное состояние несет наниматель, в данном случае, ФИО1
Вместе с тем, исходя из содержания, справка о пожаре не является бесспорным доказательством, на основании которого можно сделать однозначный вывод о непригодности для проживания предоставленной истцу квартиры по договору социального найма.
Материалами дела подтверждается, что Корякин Ю.А. обращался в 2024 г. с жалобами к главе Устьянского муниципального округа Архангельской области, прокурору Устьянского района, а также в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, просил предоставить жилое помещение.
17 апреля 2024 г. комиссия администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области совместно с нанимателем Корякиным Ю.А. провела обследование жилого помещения по адресу: ..., по результатам которого принято решение о необходимости проведения обследования помещения для установления причин невозможности проживания в жилом помещении специализированной организацией.
В ходе проведенного обследования жилого помещения выявлено частичное отслоение штукатурного слоя на потолке, трещины по штукатурному слою на потолке; отслоение обоев во всех помещениях с частичным отслоением штукатурного слоя; наличие плесени на стенах; частичное разрушение кирпичной кладки печей; отслоение краски на межкомнатных дверях; местами вздутие ДВП в кухне и большой комнате.
Из материалов дела следует и сторонами по делу не оспаривается, что жилое помещение, предоставленное истцу на основании договора социального найма, непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее по тексту – Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания), не признано.
Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания предполагает определенную процедуру оценки и обследования помещения в целях признания его непригодным для проживания.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности), которое в настоящее время не принято в отношении жилого помещения по адресу: ....
Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу не признан.
Признание жилого помещения непригодным для проживания предполагает выявление вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, требующих специальных познаний.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истца возложена обязанность представить суду совокупность относимых, допустимых и достоверных доказательств возникновения права на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Вместе с тем представленными истцом доказательствами не подтверждается непригодность для проживания жилого помещения, предоставленного Корякину Ю.А. по договору социального найма жилого помещения. Корякин Ю.А. в установленном законом порядке не признан малоимущим.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы в целях определения обстоятельств, имеющих значение для дела, от истца не поступало. Данным процессуальным правом истец не воспользовался.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности факта возникновения у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Корякина Ю.А. к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий С.Н. Шерягина
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2024.