Дело №2-90/2022
(УИД 02RS0008-01-2022-000068-02)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 01 февраля 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Пустогачевой С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тихоньская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по строительству места накапливания и хранения золошлаковых отходов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Тихоньская ООШ» о возложении обязанности по строительству в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства места накапливания и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории по ул. Школьная, 11, с. Тихонькая Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлен факт отсутствия места накапливания и хранения золошлаковых отходов в котельной МБОУ «Тихоньская ООШ». Котельная работает на твердом топливе, ввиду чего образуются отходы – золошлак, который хранится на открытой площадке на почве. Складирование отходов в необорудованных местах может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Коксинского района Казанцева М.И. поддержала исковые требования в полном объеме, просила установить срок исполнения решения суда в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.3 указанного закона, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу п.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Под накоплением отходов в силу п.17 ст.1 данного Закона понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80, временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В судебном заседании установлено, что котельная МБОУ «Тихоньская ООШ», расположенная по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Тихонькая, ул. Школьная, 11, работает на твердом топливе, в результате чего образуются отходы золошлаков. Хранение золошлаков осуществляется на почве на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Невыполнение ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц. Соответственно, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению, ответчику надлежит оборудовать прилегающие территории навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков, ветров и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием для исключения попадания золошлаков в почву.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить для исполнения решения срок в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тихоньская основная общеобразовательная школа» в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства строительство места накапливания и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории, расположенной по адресу: ул.Школьная, 11, с. Тихонькая Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Председательствующий С.Н. Пустогачева
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2022 года